21 сентября 2020
Автобизнес

Первый республиканский автомобильный форум

forum2014

В Алматы прошел первый автомобильный форум. 

Мероприятие привлекло внимание большого числа казахстанских компаний, так или иначе связанных с автобизнесом. Приехали и иностранные гости – представители крупнейших мировых концернов, производящих автомобильные запчасти.
Участники форума беседовали, обменивались мнениями о состоянии мирового и казахстанского авторынка, налаживали новые связи.

Идея собрать в одном месте столько разнопрофильных специалистов заслуживает внимания и уважения. Это первый подобный проект, осуществленный в Казахстане. Его организатором выступила компания Phaeton DC – один из крупнейших импортеров автомобильных запчастей в нашей стране – при поддержке европейской ассоциации поставщиков автозапчастей ATR.
В течение всего дня участники форума имели возможность познакомиться с докладами представителей самых разных отраслей нашей республики, имеющих отношение к автобизнесу. Среди докладчиков были руководители и топ-менеджеры крупнейших казахстанских дистрибьюторских компаний, представители отечественного автопрома, логисты и финансисты и, конечно же, представители автосервиса.
Говорили о разном: о мировой экономике, о последствиях глобального финансового кризиса, об экологии, просто о наболевшем.
Горячо обсуждаемыми темами стали Таможенный и Евразийский союзы, плюсы и минусы объединения с соседями для казахстанского рынка.
Компании, чей бизнес связан с Россией и Беларусью находят в союзах очевидные плюсы для развития нашей экономики: это и доступные казахстанскому потребителю качественные товары, и внушительный рынок сбыта, в том числе и для отечественных производителей, и, конечно же, экономическая устойчивость на случай очередного финансового кризиса.

forum720141
Представители же казахстанских компаний, импортирующих продукцию из дальнего зарубежья, напротив, указывают на проблемы, прежде всего вызываемые неравной конкуренцией с крупными российскими компаниями. И дело здесь не в качестве продукции и умении работать, а в объемах рынка, которые позволяют россиянам создавать большие логистические центры, держать на складах огромный ассортимент продукции, торговать большими объемами, что, безусловно, отражается на ценообразовании. С приходом подобных гигантов на наш рынок доля казахстанских дистрибьюторов, по мнению представителей отечественного автобизнеса, неизбежно будет уменьшаться. А это повлечет и уменьшение числа рабочих мест, и сокращение налогов, поступающих в наш бюджет. В этой связи правительству нашей страны, по мнению бизнесменов, необходимо принять меры по защите местных производителей и дистрибьюторов, и чем скорее, тем лучше.

forum720143
Впрочем, как говорилось на форуме, казахстанский автобизнес готов к новым вызовам и нацелен на развитие внутреннего рынка, внедрение новых технологий продаж, улучшение сервиса и обучение персонала. Технологичность и качество, по мнению профессионалов, будут трендом на ближайшие годы, и именно это станет укрепляющим фактором для казахстанского автобизнеса в частности и экономики в целом.
Говорили на форуме и о другой наболевшей проблеме – о подделках и сером импорте. Причем «серым» бизнесмены называют не только те товары, которые завозятся откровенно мимо таможни, но и те, которые поставляются в Казахстан компаниями, не имеющими официального статуса дистрибьютора, а значит, и не несущими гарантийных обязательств. В первом случае страдает бюджет из-за недополученных налогов, а во втором – честное имя производителя. В последнее время с «серыми дилерами» активно борются местные представительства автомобильных брендов, и, по всей видимости, в скором будущем в Казахстане станет нормой практика внесения товарного знака в таможенный реестр. То есть завезти товар определенного бренда сможет только его представитель или доверенная компания, как это сейчас делается с запчастями марки Toyota и Lexus.
По утверждению одних, такой шаг приведет к монополизации рынка и никакого развития в этом нет, а наоборот, отсутствие конкуренции позволит «официалам» необоснованно поднимать цены. Другие, напротив, считают, что только так можно остановить поток серого импорта и убрать с рынка теневой бизнес.

forum720142
Что же касается подделок, то, по мнению иностранных гостей, представителей мировых брендов автозапчастей, проникновению подделок мировых брендов на казахстанский рынок способствует близкое соседство нашей страны с Китаем. Подделки выполняются искусно, с соблюдением внешних атрибутов, достойной репликацией упаковки. Но самого главного – надлежащего качества оригинальной запчасти, они дать, разумеется, не могут. В этой ситуации страдает как официальный дистрибьютор, так и репутация самого бренда. Панацеи от этой болезни нет, и бороться с ней, по мнению специалистов, можно только предложенным выше способом – внесением торговой марки в таможенный реестр нашей республики. И, конечно же, необходимо делать все для того, чтобы покупатель знал, где можно приобрести оригинальную запчасть по адекватной цене.
Кроме этого, как считают профессионалы, реализация запчастей через станции технического обслуживания и специализированные магазины тоже будет способствовать вытеснению поддельного товара с рынка. К примеру, в европейских странах основная доля продаж запчастей приходится именно на автосервис, который, устанавливая ту или иную запчасть, несет за нее ответственность. В этой связи автосервис, естественно, будет отдавать предпочтение проверенным годами брендам, качеству, которое может дать только оригинальный товар.

forum720144

В работе отечественного автосервиса, тоже нашлись «злые» темы, которые поднимались участниками форума. Следует признать, что в основном все проблемы сводятся к нехватке профессиональных кадров. Безусловно, в последнее время усилиями профильных колледжей делается немало, но, как показывает практика, недостаточно.
Коснулись на форуме и вопросов утилизации подержанных автомобилей. Так, по информации, приведенной президентом Ассоциации Автобизнеса Казахстана (АКАБ) Андреем Лаврентьевым, только по официальным данным, из зарегистрированных в нашей стране 3,5млн транспортных средств, около 400 тыс. вообще не эксплуатируется. Это и полуразвалившиеся кузова, раскиданные по городским стоянкам, и откровенно старые, опасные как для самих владельцев, так и для других участников дорожного движения машины. Цивилизованным решением этой проблемы во всем мире занимается утилизационная отрасль. В Казахстане такой пока нет, но, по информации АКАБ, первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, на рассмотрение в Правительство РК представлена концепция создания утилизационной отрасли, которая при должном финансировании может заработать уже через пять лет. При этом часть отходов, полученных от утилизации, сможет быть использована в виде сырья на менее технологичном производстве.

forum720145

Что заставит автовладельца сдавать свой устаревший транспорт в утиль? Конечно, отсутствие возможности проходить обязательный техосмотр из-за несоответствия транспорта нормам безопасности. При этом АКАБ предлагает введение бонусов (сертификатов), получаемых при сдаче автомобиля, подлежащего утилизации, которыми автовладелец сможет частично рассчитываться при покупке нового автомобиля отечественного производства. Отметим, что подобная программа была опробована в Российской Федерации и нашла большое одобрение среди покупателей недорогих автомобилей российского производства.

В целом форум помог составить четкое представление о состоянии автомобильного рынка и автосервиса в нашей стране. И, что немаловажно, продемонстрировал желание местных и зарубежных компаний общими усилиями развивать наш рынок, делать его цивилизованным и конкурентоспособным. При регулярном проведении форум может стать отличной дискуссионной площадкой для постоянного обмена мнениями, а при участии представителей правительственных структур – прекрасной возможностью изучать мнение отечественного автобизнеса перед принятием важных законодательных актов.

Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: Phaeton DC

Похожие материалы

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО?!

admin

Показатели растут

admin

Рост продолжается

admin

Оставить комментарий