5 декабря 2024
Автобизнес

Форум благих пожеланий

fbp

В рамках выставки KIAE-2016 прошел международный автомобильный форум, ключевыми спикерами которого стали представители Ассоциации Европейского Бизнеса, Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers, производители и дистрибьюторы Казахстана и России.

Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса, Андрей Лаврентьев, представил обзор автомобильного рынка РК, рассказал о тенденциях его развития. В своей речи он отметил большую активность производителей из Китая: в выставке участвовало около ста китайских компаний, представлявших автокомплектующие и расходные материалы.

В 2015 году официальные дилеры нашей страны реализовали 97000 автомобилей. Это на 40% ниже результатов 2014 года. Хотя ВВП Казахстана показал рост, увеличилась доля серого импорта из-за диспаритета российского рубля по отношению к тенге. За четыре месяца из Казахстана было вывезено для покупки автомобилей более 4 млрд долларов.

Ситуацию благоприятно для дилеров изменили решительные действия правительства, которое выставило административные барьеры на ввоз автомобилей серыми дилерами и ввело программу льготного кредитования для продукции местного автопрома.

Самыми востребованными у казахстанцев являются машины в среднем ценовом сегменте от 10 до 15 тыс. долларов, и по прогнозам АКАБ этот сегмент будет наращивать обороты.

К прогнозу продаж на 2016 год в АКАБ подошли осторожно. Ожидается, что совокупно дилеры РК реализуют не менее 70000 автомобилей.

В сессии форума «Официальный рынок запасных частей в России» в качестве спикера выступила директор агентства Russin Automotive Market Research (НАПИ), Татьяна Арабаджи. Она отметила, что рынки Казахстана и России оказывают влияние друг на друга: в каком-то смысле страны-партнеры конкурируют, и с этим необходимо считаться. Кроме того, Казахстан видится российским производителям в качестве одного из привлекательных рынков, потому что располагает возможностью перемещения товаров в рамках Таможенного союза.

В 2015 году российский автомобильный рынок практически переживал коллапс. Но правительство страны оказывало и оказывает всестороннюю поддержку отрасли, внедряя множество программ развития как на федеральном уровне, так и адресно, по республикам и регионам. Несмотря на это, по мнению спикера, прогноз оптимистичным назвать нельзя, спад продаж продолжится. На максимальные предкризисные показатели 2013 года удастся выйти ближе к 2021 году.

Татьяна Арабаджи подчеркнула, что у России осталось два собственных бренда: «Лада» и «УАЗ». В кризис они сохранили востребованность. Как только рынок восстановится, спрос на иностранные автомобили вырастет вновь.

Как известно, в Россию пришло несколько зарубежных автозаводов, на которых производятся наиболее популярные модели автомобилей. И сегодня успешнее других продаются именно те марки, которые производятся локально. Их доля в объеме продаж составляет до 75 – 80%. В особых экономических зонах, в Татарстане, например, в Тольятти, в Липецке и так далее работать автопроизводителям и производителям запчастей особенно комфортно.

В заключение доклада Татьяна Арабаджи отметила, что рынок России имеет хороший потенциал для поставщиков на конвейер, поэтому в страну из-за рубежа приходят производители автокомпонентов. Развито сегодня производство шин европейских брендов. Так, Nokian в России производит около 80% от всего объема шин для легковых автомобилей.

Однако, как говорится, не шиной единой… Основным показателем развития автокомпонентной отрасли является производство двигателей. И процесс его локализации в России начался достаточно давно. Заводы открылись в Калуге, где делают моторы для автомобилей «Фольксваген» и «Форд» с уровнем локализации в 45%.

А вот запросы и возможности потребителей, по данным НАПИ, снизились. Прослеживается явная тенденция отложить обслуживание автомобиля, его ремонт. Наиболее востребованными на рынке являются расходные материалы: шины, детали подвески, масла и фильтры. Рынок этот складывается, конечно, не только из того, что производится, но и из того, что импортируется. В кризис объемы импорта сократились, но импорт в России по объемам по-прежнему преобладает над экспортом. Доля импортного содержания по АвтоВАЗу, например, составляет около 30%. И по этой причине из-за падения курса рубля рост себестоимости продукции АвтоВАЗа достиг 15%.

По-прежнему приходит в Россию много контрафактных товаров из стран Юго-Восточной Азии, и, по мнению Татьяны Арабаджи, это достаточно серьезная угроза для евразийских производителей автокомпонентов.

Еще одной приметой времени она назвала сокращение импорта в Россию из Турции и Украины, объемы которого были до недавних пор достаточно велики. Многие российские предприятия рассматривают этот факт как возможность для себя освоить новые рыночные ниши. На этом фоне также активизировались поставщики из Узбекистана.

Казахстан тоже может выйти на рынок России, например с газобаллонным оборудованием. Правительством РФ сейчас активно поддерживается развитие газомоторного автотранспорта, и эта ниша среди производителей Таможенного союза пока что остается незанятой.

Присутствовавший на форуме вице-министр по инвестициям и развитию РК, Альберт Рау, в ответ на выступление Татьяны Арабаджи заметил, что Казахстан пока не готов выступать в роли поставщика автокомплектующих для российских заводов. Впрочем, некоторую продукцию мы сегодня уже экспортируем – аккумуляторы талдыкорганского завода.

На форуме широко обсуждались вопросы сертификации производимой продукции, ее омологации, качества и наращивания локализации в отечественном автопроизводстве, вопросы логистики. Выступавшие в частности признали, что сегодня достаточно сложно оценить неофициальный рынок запасных частей в Казахстане, его объемы и качество, понять его структуру, изучить нагрузку на сервисные станции. Но такая работа АКАБ совместно с Министерством по инвестициям и развитию РК уже начата.

Нельзя сказать, что форум выработал какие-то определенные меры или хотя бы рекомендации, скорее, он стал площадкой для обмена мнениями по широкому кругу вопросов. Особенно ценными из них были два. Первое: прежде чем рассуждать о казахстанском производстве компонентов и запчастей, о привлечении в эту сферу инвестиций, нужно сформировать четкое представление о наших возможностях производства и рынках сбыта. И второе: следует определиться, нужно ли вообще такое остро конкурентное производство нашей стране при наличии широкого ассортимента запчастей из Китая и России.

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал: www.a-master.kz

Похожие материалы

Gislaved наращивает объемы

admin

Fit Service открывает двери

admin

В производстве – снижение

admin