28 марта 2024
Автобизнес

Десять шагов на пути к «зеленой» Европе

Eric Mark Huitema ACEA

Европейская ассоциация автопроизводителей недавно опубликовала статистические данные, согласно которым в четвертом квартале 2019 года среди зарегистрированных новых автомобилей наблюдался прирост машин с бензиновым двигателем (+11,9%), снижение числа автомобилей на дизельном топливе (–3,7%) и гигантский прирост электромобилей (+81,3%).

Даже если предположить, что в числе машин на электротяге были учтены и гибриды, все равно цифры впечатляют. А в январе 2020 года прозвучало и послание генерального директор Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) Эрика-Марка Уитемы (Eric-Mark Huitema), в котором он представил ряд мер, которые помогут делать Европу первой «климатически нейтральной» частью света, то есть освобождать природные процессы от пагубной деятельности человека.

По данным ACEA, транспортный сектор несет ответственность за 22,3% от общего объема выбросов парниковых газов (ПГ) в ЕС. Вклад легковых автомобилей при этом составляет 12,8%, легких коммерческих машин – 2,5%, а тяжелых грузовиков и автобусов – 5,6%.

В то же время автомобильный бизнес в Европе является крупнейшим инвестором, ежегодно вкладывающим в исследования и разработки более 50 млрд евро. Причем большая часть этих инвестиций посвящена именно чистым решениям для мобильности.

Говоря о том вкладе в дело оздоровления окружающей среды, который могут сделать автопроизводители, господин Уитема выразил уверенность, что в Европе полностью перейти на автомобили с нулевым уровнем выбросов реально к 2050 году. Но возможно это лишь с нарастающими усилиями всех заинтересованных сторон. Президент ассоциации Майкл Мэнли предложил следующий план реализации Европейского «зеленого» соглашения, состоящий из 10 конкретных пунктов:

  1. Должна быть сохранена технологическая нейтральность, чтобы были учтены многочисленные особенности различных классов транспортных средств и множество вариантов их использования. Комиссиям следует воздерживаться от рассмотрения технологии для конкретных сегментов автомобилей. Следует также придерживаться концепции целостности единого европейского рынка, не допуская лоббирования или, напротив, запрещения технологий по национальным или локальным интересам и правилам.
  2. Подход к экологичности должен учитывать использование автомобилей, уже находящихся в обращении. Поэтому потребуется разумное сочетание внедрения новых технологий с наращиванием использования низкоуглеродистых энергоносителей. Страны, входящие в ACEA, должны руководствоваться экостандартами, действующими до 2030 года, для легковых автомобилей, микроавтобусов и тяжелых грузовиков. Помимо повышения эффективности использования традиционного топлива необходимо шире использовать альтернативное низкоуглеродистое топливо и возобновляемую энергию. При этом цена на все энергоносители должна быть инструментом, способствующим реальным изменениям.
  3. В топливной отрасли повышение эффективности транспортных средств должно сопровождаться политикой, поддерживающей снижение интенсивности выбросов. Должны последовать изменения в налогообложении топлива и в схемах поддержки на уровне ЕС и на национальном уровне. Это даст мотивацию для потребителей, поощряя использование возобновляемых видов топлива, а также других разновидностей топлива с низким уровнем выбросов углерода.
  4. В ЕС срочно должны развертываться сети заправок с альтернативными видами топлива для легковых и коммерческих автомобилей и зарядных станций для электромобилей. Важно, чтобы эта аппаратура исправно работала и умело обслуживалась. Пока слишком часто пользователи сталкиваются с проблемами при функционировании оборудования.
  5. Учитывая отсутствие какой-либо общей методологии ЕС, глобальной системы, а также участие многих отраслей в процессе перевода транспорта на альтернативные и возобновляемые виды энергии, сроки исполнения планов перехода на использование транспортных средств с нулевым выбросом не должны в ультимативной форме влиять на производителей автомобилей.
  6. Европейская финансовая поддержка исследований и инноваций должна реализовываться не только в отношении разработки и производства транспорта с нулевым выбросом, но и для разработки низкоуглеродистых топливных решений и мер повышения КПД традиционного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Кроме того, должен наращиваться и потенциал технологий улавливания и нейтрализации отработанных газов ДВС.
  7. Обеспечить темпы обновления автомобильного парка электрифицированным транспортом и углерод-нейтральным топливом должны последовательные меры стимулирования, в том числе пересмотр системы налогообложения в странах ЕС. Причем налоговое послабление при переходе на чистое топливо и транспорт должно коснуться как частных автовладельцев, так и транспортные компании.
  8. В комплексе мер перехода к использованию транспорта с нулевым выбросом наиважнейшую роль сыграют специалисты. Странам Евросоюза следует разработать и внедрить программы переподготовки кадров.
  9. Необходимо повысить эффективность использования транспорта предприятиями и муниципалитетами. Положительно на этот процесс может повлиять конкуренция – бизнес-среда, в которой экологически чистый транспорт будет являться предпочтительным выбором. Кроме этого, следует стимулировать оптимизацию использования транспорта в логистике. Консолидация грузов, использование трансграничных возможностей должны приводить к снижению потребления топлива и налоговым послаблениям.
  10. Переход к более экологичным решениям должен осуществляться с учетом целого ряда важных экономических аспектов: мобильность должна оставаться доступной для всех граждан Европы, независимо от того, где они живут или каковы их финансовые средства; автомобильные грузовые перевозки должны и впредь способствовать функционированию европейской экономики; возобновляемые и альтернативные виды топлива должны укрепить европейскую энергетическую безопасность и независимость; «зеленый» курс должен использоваться в качестве средства укрепления промышленной базы ЕС и глобальной конкурентоспособности его автомобильной промышленности.

Помимо этих тезисов интересно выглядят и некоторые личные наблюдения генерального директора ACEA Эрика-Марка Уитема. После вступления в должность генерального директора ассоциации он дал обещание посетить как можно больше компаний – членов ACEA и уже отчасти выполнил это обещание, побывав в Мюнхене в штаб-квартире BMW Group и в Швеции на заводе Scania. Его вывод из обоих визитов заключается в том, что если сосредоточиться только на выхлопной трубе, то, как правило, забывается потенциал других мер. Тем не менее нереализованные меры есть, и они могут быть весьма действенны. В Scania, например, Эрик-Марк Уитема увидел, как автомобили большой грузоподъемности используются для консолидации грузов. Это означает, что уменьшается расход топлива и, таким образом выбрасывается значительно меньше CO2. Уже почти десять лет Scania с успехом управляет этими комбинациями между своими предприятиями в Швеции и Нидерландах.

Определенный вклад в экологическое благополучие вносят также цифровые инновации, интеллектуальные транспортные системы. Господин Уитема рассказал, что в Мюнхене после целого дня встреч его доставили в аэропорт на машине с автономным управлением. Она самостоятельно выполняла все задачи на автомагистрали, в том числе обгон и смену полос движения. Чрезвычайно размеренно. Вскоре в Европе такие автомобили начнут вносить свой вклад в сокращение пробок и уменьшение вредных выбросов.

Текст: Андрей Сафонов

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA)

Похожие материалы

В продажах – медленный старт

admin

Ремни из Мексики

admin

Свое новое из чужого старого

admin