Чешский завод в Млада-Болеславе – головное предприятие Skoda – выпустил 12-миллионный автомобиль. В уходящем году предприятию, очень любимому чехами, исполнилось 110 лет. Событие отмечали чуть ли не всей страной!
Продолжая наш цикл, повествующий о самых ярких представителях из мира автомобильного производства, на сей раз мы расскажем, как делают машины, которые после некоторого забвения вновь стали появляться на казахстанских дорогах.
Предприятие на улице Вацлава Клемента в Млада-Болеславе – образцовый завод Skoda и один из самых крупных автозаводов во всей Восточной Европе. Отсюда берет начало вековая история успеха чешской марки. В здании, что находилось неподалеку от современных производственных помещений, отцы-основатели Skoda – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент – в 1895 году начали конструировать велосипеды, затем переключились на мотоциклы и, наконец, в 1905 году собрали свой первый автомобиль.
Если быть точным, то родина фирмы Skoda – это Пльзень. Именно там был основан машиностроительный завод графа Вальдштейна, позже купленный предпринимателем Эмилем Шкода. В 1925 году младо-болеславская фирма объединилась с пльзеньским концерном Шкоды. Тогда же появилась и эмблема в виде стрелы с убором из перьев. По преданию, Эмиль Шкода предложил ее в память о своем путешествии по Южной Америке в сопровождении верного индейца-проводника. Однако автомобильный завод в Млада-Болеславе сохранил определенную самостоятельность, добавив к марке аббревиатуру ASAP –Автомобильная промышленная компания.
В 30-е годы двадцатого столетия сложился модельный ряд, состоявший из недорогого «Популяра», автомобиля среднего класса под названием «Рапид» и роскошного «Суперба». Skoda очень неплохо продавалась. Ее покупали в Англии и в Финляндии, в СССР.
Ныне Млада-Болеслав является центром глобальной производственной сети Skoda. Более половины от всех автомобилей марки, выпущенных в мире на данный момент, собрано именно на этом заводе.
Производство претерпело реконструкцию и было модернизировано после присоединения бренда к Volkswagen Group в 1991 году. Шестнадцатого апреля немецкий автоконцерн приобрел марку Skoda со всеми производственными мощностями. С этого дня с конвейера предприятия сошло 7800000 автомобилей. А еще на заводе производят детали для VW, Audi и Seat.
Только совсем малонаблюдательные граждане не обратили внимания на то, что после слияния моделей «Фольксваген» и «Шкода» стали похожи друг на друга как близнецы-братья. Давайте вспомним, например, VW Passat 2000-го года выпуска и Skoda Superb: они действительно очень мало отличаются, более того, некоторые их детали просто идентичны. Позже «Фольксваген» перестал выпускать настолько похожие машины и начал придавать разным маркам индивидуальный образ.
Ежегодно в мире продается около 700 тысяч новых «Шкод», произведенных в Млада-Болеславе. В день производится до 2000 автомобилей, и в планах компании увеличение объема до 3000 единиц.
Сегодня с конвейера предприятия сходят шесть моделей Skoda: Octavia, универсал Octavia Combi, Fabia, универсал Fabia Combi, Rapid и Rapid Spaceback. Интересно, что полный цикл сборки Skoda Fabia, например, занимает всего 3,5 часа.
Сегодня на заводе в Млада-Болеславе выпускаются не только автомобили и бензиновые двигатели, но и коробки передач. Предприятие работает в три смены, а значит, никогда не простаивает. Да и экономика города почти целиком связана с судьбой завода, ведь более половины трудоспособного населения города строит автомобили.
Производство автоматизировано настолько, что порой возникает обманчивое ощущение, что можно в одиночку легко справиться со всем предприятием: знай себе только вовремя жми на кнопку «Пуск», да и все! Конечно это не так, ведь только на производстве задействовано около 15000 сотрудников. Но некоторые операции выполняют «умные» роботы, которых, несомненно, умело контролирует человек.
«Завод в Млада-Болеславе – это сердце марки Skoda, – отмечает Михаэль Оэльеклаус (Michael Oeljeklaus), член Cовета директоров Skoda, ответственный за производство и логистику. – Небольшая веломастерская Лаурина и Клемента, которая открылась 120 лет назад, с тех пор стала одним из самых прогрессивных, мощных и авторитетных предприятий во всей автомобильной отрасли. Производство 12 миллионов автомобилей подчеркивает силу и значимость завода, а также демонстрирует высочайший профессиональный уровень всей команды. Мы планируем развивать площадку в Млада-Болеславе и в будущем».
В последние годы чешский автопроизводитель инвестировал значительные средства в усовершенствование и развитие площадки в рамках масштабной кампании расширения модельного ряда. Кроме того, ожидается, что к началу 2017 года бренд вложит около 86 миллионов евро в строительство нового штамповочного цеха.
В актуальной кампании по расширению модельного ряда марки завод в Млада-Болеславе играет ключевую роль. Здесь в 2012 году в преддверии старта производства моделей Octavia Combi, Rapid Spaceback и Fabia Combi был реализован один из самых масштабных проектов модернизации и развития. Производительность главного сборочного конвейера выросла с 800 до 1200 автомобилей ежедневно. Был также построен новый кузовной цех, а покрасочный полностью автоматизирован. В 2013 году была запущена новая экологичная линия прессов, а к началу 2017 года завершится установка еще одного прессовочного конвейера.
Помимо главного завода в Млада-Болеславе, в Чехии есть еще две шкодовские производственные площадки: в Квасинах и Врхлаби. На первой собираются модели Superb, Superb Combi и Yeti. А на второй производятся коробки передач DQ 200 с двойным сцеплением для Skoda и других брендов Volkswagen Group. Отметим и еще и то, что заводы чешской марки расположены в Китае, России и Индии.
Текст: Илья Фарбер
Фотоматериал Skoda