На смену тяжелым, дорогим и экологически неблагонадежным в производстве литийионным батареям вскоре, вероятно, придут их более дешевые, легкие и безвредные литий-серные аналоги.
Пока у этих батарей наблюдается такая проблема, как механическая нестабильность катода, который расширяется и сжимается во время поглощения и выделения лития. Катод быстро изнашивается, получая трещины и разрывы.
Но в целом будущее литий-серных батарей оценивается специалистами как довольно перспективное, так как сера доступна во всем мире, она недорога и не наносит ущерба окружающей среде при переработке. Ученые поясняют, что в литий-серной ячейке сера заменяет никель-кобальтовый катод обычной литийионной батареи. Это делает батарею дешевле.
Австралийским исследователям из Университета Монаша уже удалось разработать самый мощный на сегодняшний день литий-серный аккумулятор, который, по их отзывам, демонстрирует возможности, в разы превосходящие образчики нынешних лидеров рынка. Содержание этой работы и ее результат были описаны в статье, вышедшей в американском журнале Science Advances. С перспективной будущностью батареи согласились и специалисты дрезденского Института материаловедения и лучевых технологий Фраунгофера. Они считают, что литий-серные аккумуляторы станут использоваться прежде всего там, где остро стоит проблема снижения веса, например в авиации. Литиево-серные элементы могут накапливать больше энергии, чем литийионные аккумуляторы того же веса, но большего размера.
Австралийская исследовательская группа запатентовала решение, преодолевающее ситуацию с разрушением катода. Сера с помощью связующего вещества была встроена ими в углерод, который компенсирует высокие механические нагрузки и снижает потери производительности и емкости батареи. Тем не менее нерешенные вопросы еще пока остаются, и это не позволяет запустить батареи в массовое производство.
Текст: Серик Туленов