24 ноября 2024
Мастер-класс

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИВОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГРМ

IMG 3240

Совсем недавно казалось, что еще немного, и ремни привода ГРМ вытеснят цепи. Но нет, в какой-то момент тенденция изменилась. На наши вопросы отвечает Александр Сосновский – технический консультант ООО «Фердинанд Бильштайн Рус».

– В чем преимущества цепного привода?

– На сегодняшний день наиболее популярными приводами ГРМ являются цепной и ременный. Каждый из этих механизмов имеет свои преимущества и недостатки, но многие автопроизводители отдают предпочтение цепному приводу, это связано c более длительным сроком службы, компактностью механизма и способностью работать под большими нагрузками. Но данный привод имеет и недостатки, такие как высокая шумность, большие затраты времени при ремонте и большой вес. Хотелось бы отметить, что в момент износа цепи ГРМ она удлиняется, это сказывается на работе двигателя и сопровождается различными симптомами, которые свидетельствуют о необходимости диагностики двигателя. С другой стороны, износ ремня ГРМ никак не проявляется, а в критический момент ремень в отличие от цепи просто рвется, что приводит к гораздо более тяжелым последствиям.

– В каком направлении сегодня развивается производство цепей и конструкции привода в целом?

– Чтобы повысить износостойкость, были сконструированы зубчато-втулочные цепи. Здесь используется конструкция зубчатой цепи с применением дополнительной втулки, которая запрессована внутрь пластин, что позволяет существенно увеличить ее прочность. Развитие автомобилестроения приводит к тому, что улучшается износостойкость цепи также за счет применения высоколегированных сталей и высококачественных покрытий. Благодаря этим улучшениям появилась возможность применять цепи ГРМ с маловязкими маслами, которые все чаще используются в современных двигателях. Использование современных видов пластмасс в направляющих планках и успокоителях позволило снизить трение и оптимизировать конфигурацию привода ГРМ. Для уменьшения уровня шума от цепного привода и увеличения динамических характеристик были разработаны цепи с обкатным механизмом. В этих цепях используются пластины определенной формы, которые снижают эффект излома цепи и обеспечивают более плавный ход привода.

– Каковы перспективы цепного привода?

– На сегодняшний день цепь является приводом не только ГРМ, но и вспомогательных элементов, таких как масляный насос, водяная помпа, ТНВД, вакуумный насос и другое. В современных автомобилях двигатель почти полностью занимает подкапотное пространство, поэтому вопрос компактности силового агрегата стоит очень остро. Применение цепного привода позволяет повысить компактность силового агрегата и устанавливать многоцилиндровые двигатели без увеличения подкапотного пространства. С появлением новых конструкторских решений нагрузка на цепной привод будет только увеличиваться. Трудно предсказать будущее развитие автомобилестроения, но можно с уверенностью утверждать, что использование цепи в качестве привода ГРМ будет актуально еще многие годы.

– Каковы основные признаки износа цепи и необходимости ее замены?

– Износ цепи ГРМ сопровождается различными симптомами, такими как шум при запуске и работе, появление ошибки на панели приборов, затрудненный пуск, снижение мощности и повышение выбросов отработанных газов. Появление этих симптомов является весомым поводом обратиться на СТО для диагностики.

– Чем грозит растяжение цепи?

– Цепь ГРМ необходима для синхронизации коленчатого и распределительного валов. А если в двигателе предусмотрены другие элементы, такие как ТНВД, балансирный вал, вакуумный насос и так далее, то и для их синхронизации тоже. При растяжении цепи происходит нарушение работы этих агрегатов и узлов, что приводит к неравномерной работе двигателя, повышению расхода топлива и потере мощности. При сильном растяжении цепи ГРМ хода натяжителя не хватает для поддержания необходимого натяжения, поэтому цепь может перескочить и привести к соударению клапанов с поршнем. Такая ситуация в разы увеличивает стоимость ремонта двигателя вплоть до его замены.

– Способы и методы ремонта?

– Процедура замены цепи ГРМ на разных моторах может существенно отличаться. Это зависит от конструктивных особенностей отдельного двигателя и типа применяемой цепи. Перед заменой цепи ГРМ необходимо выставить метки распределительного вала, коленчатого вала и других вспомогательных элементов в нужное положение, иногда для этого необходим специнструмент. Существуют «полуавтоматические» натяжители, после установки их необходимо определенным образом взвести, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи. Установка «полуавтоматического» натяжителя после взвода приводит к увеличению усилия натяжения, что может привести к обрыву цепи и повреждению сопутствующих компонентов двигателя. В некоторых автомобилях применяются так называемые открытые цепи, для установки которых может потребоваться инструмент для клепки.

– Каковы основные ошибки, допускаемые механиками в процессе ремонта? Как их избежать/исправить?

– Основные ошибки при замене цепного привода ГРМ возникают из-за недостатка информации или отсутствия специнструмента. При замене компонентов ГРМ следует руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, проверять износ всех сопутствующих деталей и не использовать повторно детали разового монтажа. Применение изношенных деталей цепного привода может привести к уменьшению срока службы цепи, посторонним шумам и непредвиденным поломкам. После замены цепи ГРМ обязательно нужно прокрутить двигатель вручную, благодаря чему вы убедитесь, что цепь установлена правильно и исключено соударение клапанов с поршнем.

www.febi.com

Публикуется на правах рекламы.

Похожие материалы

Замена ремня в Ford Transit

admin

Стабилизатор − недооцененный компонент

admin

Мосты больше не «пойдут гулять»

admin