В нижеследующем материале мы решили напомнить о внимании к элементам тормозной системы и советуем сотрудникам станций технического обслуживания в общении с клиентами СТО также не обходить эту тему стороной, ведь, несмотря на кажущуюся простоту рекомендаций, прислушивающиеся к ним автолюбители могут значительно продлить ресурс жизненно важного узла.
Совершенно естественно, что летом на сухом асфальте многие автолюбители не отказывают себе в удовольствии «промчаться с ветерком». Понятно при этом и то, что серьезный набор скорости рано или поздно требует адекватного торможения, которое может быть довольно резким, сильно разогревающим тормозные диски.
Стоит напомнить автолюбителям, что при агрессивной манере вождения, подразумевающей серию разгонов с резкими остановками, необходимо остудить тормозную систему, чтобы предотвратить тепловую деформацию дисков. Для этого перед парковкой имеет смысл проехать небольшое расстояние без нажатия педали тормоза. При длительном спуске с горы, дабы избежать перегревания колодок, следует для торможения использовать двигатель, а педалью тормоза пользоваться импульсно.
После установки новых тормозных дисков клиенту следует рассказать о необходимости их прикатки. Например, в начале эксплуатации следует избегать ситуаций, когда после серии резких замедлений педаль тормоза оставляют нажатой. В этом случае колодки плотно прилегают к нагретому от торможения диску и теплоотдача в месте контакта практически прекращается, а большая часть диска начинает остывать. На этом фоне происходит изменение кристаллической структуры чугуна, из которого обычно изготавливаются тормозные диски, и происходит локальное изменение прочностных характеристик металла или даже нарушение геометрии узла.
Еще один критический момент, значение которого мастеру стоит разъяснить автолюбителям, – проезд «на горячих тормозах» через лужу. Вопреки распространенному мнению, такая ситуация опасности для геометрии дисков или физических свойств металла не представляет. Диски в этом случае охлаждаются практически равномерно, так как процесс происходит в момент их быстрого вращения. А вот если разогретый диск погружается в лужу, когда автомобиль остановился, все выглядит совсем иначе. В этом случае деформация из-за температурного контраста наиболее вероятна.
Замена тормозных колодок и дисков в понимании обывателя не выглядит сложной процедурой. Оттого, видимо, и возникает у немалого числа автолюбителей соблазн произвести эту манипуляцию самостоятельно. Есть и такие, кто готов доверить ее лихим и бесшабашным «профессионалам» из придорожного «арык-сервиса».
Но ведь не случайно техрегламент европейских автосервисов только на замену передних колодок и дисков выделяет более двух часов! Мастер там начинает процедуру с демонтажа колеса и проверки диска на биение, причем не на глаз, а по прибору. В случае обнаружения неровности поверхности и при наличии запаса прочности диск протачивают. Если же диск еще и истончился, его меняют на новый. Затем мастер очищает скобу суппорта, найдя выработку, также протачивает ее, добиваясь свободного передвижения колодки по ребрам скобы. Невозможно представить себе, что квалифицированный мастер автосервиса в Европе оставил бы без внимания патрубки и шланги тормозной системы и не сообщил автовладельцу о повреждениях или износе.
После проверок и подбора необходимых запчастей можно притупить к монтажу. Однако нужно иметь в виду, что, устанавливая суппорты, их нужно смазать. В этом случае допустимо применять исключительно специальную высокотемпературную смазку, так как консистентная смазка быстро сгорает, а смазки содержащие медь, алюминий или графит, могут запросто вывести из строя тормозные датчики ABS, потому что при контакте с водой такие смазки образуют на компонентах тормозной системы окисел, подобный тому, который возникает на поверхности залежавшихся щелочных батарей.
Тормозной диск при установке на ступицу следует крепить только с помощью динамометрического ключа, диагонально завинчивая болты с соблюдением рекомендованного автопроизводителем момента затяжки.
И наконец, мастер, обслуживающий тормозную систему обязательно должен сообщить клиенту значимость и правила обкатки тормозной системы с новыми компонентами – замененными тормозными накладками и диском, ведь в этой процедуре, как правило, задействован сам автовладелец.
Правильно провести обкатку очень важно, так как фрикционная накладка современной колодки при взаимодействии с тормозным диском обогащает его углеродом, или, иначе говоря, закаливает, делая деталь прочнее и долговечнее.
Чтобы прогрев тормозного диска при обкатке происходил равномерно, необходимо разогнать автомобиль до 80 км/ч и начать дробно и не резко оттормаживаться, снижая скорость до 20–25 км/ч. Повторить цикл разгона-торможения нужно 5–6 раз, не останавливая машину полностью, чтобы не остыла колодка.
Таковы несложные правила, которые, несомненно, продлят жизнь тормозной системы и сделают ее работу стабильной и предсказуемой, избавив автовладельца от лишних трат на запчасти и ремонт.