Гоночные технологии не единожды применялись в серийном производстве автомобилей. В этом контексте интересна история обретения гражданскими машинами тормозов, пришедших из большого спорта.
Казалось бы, чтобы побеждать в гонках, нужны лишь мощные моторы и умелые пилоты… Ан нет, надежные тормоза тоже не последнее слово в добыче побед. У бывалых автоспортсменов даже присказка соответствующая появилась: «Торможение выигрывает гонки». Правильное замедление автомобиля помогает гонщику маневрировать, безопасно входить в повороты, заезжать на питстопы и, конечно же, безаварийно финишировать.
История свидетельствует, что 60 лет назад с тормозами у гоночных машин все было не очень здорово, они были слабыми и быстро изнашивались. Дело в том, что сила трения нагревает тормозные диски до температуры свыше 500 градусов Цельсия. Это снижает производительность тормозной системы, а иногда даже приводит к полному ее отказу.
И вот в 1965 году инженеры компании Porsche разработали дисковый тормоз с внутренней вентиляцией. Идея на тот момент выглядела революционно. Впервые в действии ее опробовал трехкратный чемпион Европы по горным гонкам немецкий авто- и мотогонщик Герхард Миттер. В 1965 году компания Porsche предоставила ему поистине выдающийся Porsche 906-8 Bergspyder, оборудованный вентилируемыми тормозными дисками. С ними гонщик мог уверенно мчаться по горным дорогам, преодолевая крутые спуски с невиданной решимостью.
Впрочем, и на чемпионате для закрытых трасс общего пользования Hill Climb Championship, который был довольно популярен в то время, машина с вентилируемыми тормозными дисками тоже ярко проявила свои возможности. При весе всего 570 кг гоночный автомобиль с минималистичным дизайном имел двухлитровый восьмицилиндровый двигатель мощностью более 260 лошадиных сил. Двухстенные тормозные диски с радиальными каналами позволяли воздуху циркулировать внутри, эффективно защищая тормоз от перегрева и предотвращая отказ. Гонщику больше не нужно было беспокоиться о своевременном ослаблении торможения, он мог пользоваться педалью в полную силу и выжимать ее настолько продолжительно, насколько считал это необходимым. Преимущество быстро подтвердилось целым рядом блистательных побед. Всего год спустя, в 1966-м, новый Porsche 911 S также получил инновационную для того времени систему.
То, что доказало свою ценность в автоспорте, должно было принести пользу и серийным моделям – разработчики в Штутгарте действовали под этим разумным девизом с самого начала своей деятельности. Технология тормозных дисков с внутренней вентиляцией очень быстро перекочевала в гражданские автомобили, теперь она входит в стандартную комплектацию всех премиальных моделей.
Фотоматериал Porsche