К салонным фильтрам большинство автолюбителей относится с некоторым пренебрежением: невелика, дескать, деталь. Иные вообще считают этот компонент излишеством. Возможно, подобные стереотипы сильны потому, что появились салонные фильтры в автомобилях относительно недавно. И тут важно отметить, что задача механика, проводящего техническое обслуживание автомобиля, состоит, кроме всего прочего, и в том, чтобы помочь автовладельцу избавиться от ложных представлений и сориентировать его на обслуживание тех узлов и агрегатов, от которых зависят здоровье и безопасность. К тому же, приучая своих клиентов к регулярной замене расходных материалов, СТО увеличивает статьи доходов.
О чем стоит проинформировать автовладельца
Никогда не замечали, что быстро устаете за рулем? Не беспокоили вас насморк, слезливость или затрудненное дыхание? Все эти неприятные симптомы могут свидетельствовать о том, что салонный фильтр вашего автомобиля «приказал долго жить». Само собой, возникающие неприятности с самочувствием не лучшим образом сказываются на реакции водителей и даже реально угрожают безопасности.
Не стоит пытаться реанимировать салонный фильтр, промывая его в воде или прочищая с помощью пылесоса. Эти манипуляции не приведут к желаемому эффекту. Фильтр – расходный материал и стоит недорого. И менять его необходимо ежегодно вне зависимости от пробега автомобиля.
Помимо того, что фильтр имеет очень мелкие ячейки, в процессе изготовления его электростатически заряжают, чтобы он мог удерживать мельчайшие частицы величиной с полмикрона. Напомним для сравнения, что человеческий волос (в зависимости от возраста) имеет толщину от 75 до 110 микрон.
Возможно, многие полагают, что салонные фильтры с полной отдачей функционируют летом, когда на дороге пыль столбом и дым коромыслом. Но это заблуждение! Большую часть своей работы они выполняют как раз зимой, когда окна автомобиля наглухо закрыты. Именно в этих случаях, если фильтры работают не эффективно, и появляется реальная угроза органам дыхания. Ведь когда двигатель холодный и каталитический нейтрализатор еще не начал работать, выхлоп наиболее вреден.
В 2010 году американские ученые опубликовали результаты исследований, согласно которым выбросы твердых частиц легкового автомобиля растут экспоненциально со снижением температуры, удваиваясь с перепадом температуры вниз на каждые 20 градусов. Они могут всерьез навредить дыхательной системе. Размер твердых частиц в выхлопе колеблется от 2 до 10 мкм. Наиболее мелкие частицы невидимы или воспринимаются нами как дым. Более крупные можно увидеть: они обычно заметны на конце выхлопной трубы. Такая гарь может проходить через нос и горло, а затем оседать глубоко в тканях легких, вызывая кашель, хрипы и одышку, усугубляя такие заболевания, как астма и бронхит. Частицы менее 2,5 микрона могут преодолеть и легочные мембраны и попасть в сосудистую систему.
Для того чтобы удерживать всю эту «нечисть», а заодно удалять из всасываемого в салон воздуха микроскопических клещей, обитающих в пыли, споры бактерий и пыльцу растений, был придуман салонный фильтр. Хороший фильтр способен устранять даже запахи антифриза и омывающей жидкости.
Фильтров на сегодня существует два: обычный, состоящий исключительно из фильтрующего слоя, и «продвинутый», содержащий активированный уголь. Последний работает эффективнее, справляется даже с токсичными и дурно пахнущими «дорожными» газами – углеводородом, диоксидом серы или оксидом азота.
Зимнее отопление салона, когда теплый воздух печки встречается с холодным, всасываемым с улицы, располагает к появлению влаги, в том числе и в салонном фильтре. По этой причине уважающий себя производитель фильтров всегда обрабатывает их поверхность антибактериальным составом, препятствующим размножению грибков, плесени и других микроорганизмов.
Все приведенные выше доводы в пользу наличия и своевременной замены фильтров нам кажутся довольно убедительными, но если они не заставили вашего клиента проникнуться проблемой чистого воздуха в салоне, то достаньте из рукава еще один козырь. Засоренный салонный фильтр зимой не позволит теплому воздуху добраться от печки к посиневшим ушам и окоченевшим ступням водителя. Да и стекло автомобиля будет прогреваться на порядок дольше.
Сегодня практически каждый новый автомобиль оснащен салонным фильтром в качестве стандартного оборудования. Мало того, OEM-производители наращивают обороты, позиционируя салонный фильтр уже не только как устройство для фильтрации, но и для рециркуляции воздуха. Фильтры взаимодействуют с системами климат-контроля, вентиляции и кондиционирования, используя рециркуляцию для непрерывного снижения содержания твердых частиц в салоне автомобиля.
Итак, мы обратили ваше внимание на аргументы, которые помогут вам убедить клиента относиться к соблюдению интервалов замены салонного фильтра серьезнее. Остается дело за малым: предложите несколько фильтров разных производителей, в разной ценовой категории. Можно поспорить, но, скорее всего, приняв во внимание весомые доводы, владелец автомобиля отдаст предпочтение более дорогому варианту, нежели выберет товар малоизвестного производителя, пусть и по привлекательной цене.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал BOSCH