27 ноября 2024
Персоналии | Хронограф

Первому грузовику – 125 лет

Его в 1896 году изобрел Готлиб Даймлер, инженерный талант которого перед этим уже реализовался в построении первого мотоцикла, троллейбуса и моторизованного пожарного брандспойта.

Очевидно, что во главе угла при разработке грузовой машины стоял прагматизм. В общем первый в мире грузовик выглядел не особенно выразительно. Скажем прямо: он был сильно похож на телегу, но без дышла и с двигателем. Двухцилиндровый мотор этого чуда техники назывался «Феникс». Располагался он в задней части машины. Объем двигателя составлял 1,06 литра, а мощность была равна четырем лошадиным силам. Привод от двигателя к задней оси был ременным. Чувствительный к вибрациям мотор защищали две винтовые пружины. На сотню километров грузовая повозка расходовала около 6 литров бензина. Надо полагать, трясло машину не слабо, ведь колеса были полностью металлическими, ход несколько смягчали листовые рессоры.

Управление на передней оси осуществлялось через цепной привод. Водитель сидел впереди, примерно так же, как извозчик. Но было там и техническое решение, от которого сумели отказаться лишь недавно, выпустив крупнотоннажную серию Mercedes-Benz Actros. Речь идет о планетарных осях, которые в современных тяжелых грузовиках и строительных машинах работали так же, как в первой грузовой повозке Даймлера.

В 1898 году Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах переместили двигатель Phoenix вперед, под сиденье водителя. Вместе с мотором «переехала» вперед и ременная передача. Тогда же первый грузовик получил и характерный облик, четко отличающий его от прочих автомобилей. Двигатель передавал десяток лошадиных сил через четырехступенчатую ременную передачу и продольный вал на шестерню внутренних колец, совмещенных с задними колесами.

В последующем компания Daimler внесла целый ряд существенных улучшений в трансмиссию и в двигатель грузовиков. В частности, в одном из первых образцов новое низковольтное магнитное зажигание от Bosch вместо горячего зажигания воспламеняло топливовоздушную смесь в цилиндрах 2,2-литрового двухцилиндрового двигателя, новую конструкцию получил радиатор. Однако Готлиб Даймлер – вероятно, из-за большого количества нововведений – был весьма осторожен, прежде чем представить публике свой новый двигатель. Автомобиль, который в то время был передовым и прогрессивным, прошел, как мы говорим сегодня, «клиентские испытания». В течение нескольких месяцев Даймлер подвергал свой новый пятитонный автомобиль ежедневной тяжелой работе на кирпичном заводе в Хайденхайме, попутно кропотливо исправляя выявленные недостатки.

Первым покупателем первого грузовика стал англичанин – представитель страны, в то время олицетворявшей процесс индустриализации. Паровые двигатели там ушли с дорог на рельсы, но грузовик с двигателем внутреннего сгорания только в 1901 году на сравнительных испытаниях в Ливерпуле сумел превзойти эксплуатационные характеристики парового фургона.

В Париже грузовик Даймлера встречали с распростертыми объятиями. Изобретатель лично представил машину на всемирной выставке в парке Тюильри. Пятитонный автомобиль с ременным приводом от двигателя мощностью в четыре лошадиных силы привлек небывалое внимание публики. «Наш грузовик очень популярен», – отмечала в письмах жена Даймлера Лина в июне 1898 года.

Интересно, что грузовики Daimler имели «родственные связи» с роялями и фортепиано Steinway. Дело в том, что с 1888 по 1898 год компания была известна как Daimler Motor Company (DMC), а основана она была в партнерстве с Уильямом Стейнвеем, производителей клавишных музыкальных инструментов Steinway & Sons. С 1898 по 1907 год Daimler Manufacturing Company (DMFG) была американской производственной компанией, производящей двигатели Daimler для яхт и катеров, а также для коммерческих автомобилей, таких как автобусы и грузовики.

Производством коммерческих автомобилей занималась компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG). В 1897 году председатель правления DMG Макс фон Дуттенхофер за спиной Даймлера заключил договор с берлинской компанией Ad. Altmann & Co., которая должна была открыть новые крупные производственные площади по выпуску моторизованных транспортных средств. В феврале 1899 года завод начал производство на основе последних дизайнерских планов и патентов Daimler, создав жесткую конкуренцию автомобилям Daimler, производимым в Штутгарте.

После смерти Готлиба Даймлера в 1900 году собрание акционеров DMG приняло решение принять берлинскую компанию в качестве филиала. После укрупнения в корпорации последовало разделение ролей: новый завод в Штутгарте сконцентрировался на производстве легковых автомобилей, а предприятие в Мариенфельде выпускало грузовики и автобусы.

Текст: Серик Туленов, фотоматериал Daimler AG

Похожие материалы

Если нужен креатив – мы можем и делаем

admin

Ян Вильсгор: в тисках скандинавского модерна

admin

Эрколе Спада: Сальери автодизайна

admin