Существует несколько факторов, продвигающих услуги по замене эксплуатационных жидкостей в автомобилях. Во-первых, гарантийный срок современного транспортного средства часто распространяется на 300000 км и более и, кстати говоря, за это выдающееся достижение отчасти ответственны жидкости. Во-вторых, продажи запчастей во многих магазинах снижаются, потому что новые модели автомобилей требуют все меньше планового технического обслуживания, реже ремонтируются.
Визуальная проверка систем выхлопа, тормозов и трансмиссии должна быть частью комплекса мер при принятии решения о продлении интервала обслуживания.
В данной ситуации многие магазины, стремясь увеличить свои доходы, стали применять некоторые незамысловатые хитрости. В частности, они решили продавать и жидкости и эксплуатационные услуги. Одним из оснований для якобы очевидной необходимости замены жидкости называется пробег автомобиля. На руку предпринимателям подобного рода работает то, что многие владельцы транспортных средств не пользуются постоянными местами для приобретения расходных материалов и, следовательно, у них отсутствуют регламентные записи. Хорошо, если в бардачке отыщется хотя бы квитанция, а ведь часто она просто отправляется в урну!
Моторное масло
Многие работающие сегодня ветераны-техники с трудом приходят к пониманию того, что монитор качества и количества масла часто уже встроен в программное обеспечение двигателя и хорошо справляется с поставленной задачей, принимая во внимание такие факторы, как средняя температура окружающего воздуха, температура теплоносителя, время работы двигателя и нагрузка на него. Учитывая эти новые технические решения, СТО должны отказаться от практики обязательной замены масла в пользу комплексного технического обслуживания и проверки регламента. В таком случае необходимо обследовать фильтры, ремни, шланги, тормозные фрикционные поверхности, провести анализ выхлопных газов. Дополнительными процедурами могут быть регулирование уровня бачка омывателя, чистка моторного отсека, смазка замков, дверных петель и уплотнителей, чистка аккумулятора и его контактов.
Автоматическая коробка передач
Некоторые производители рассчитывают срок замены жидкости в АКПП, исходя из долговечности рабочих свойств самой жидкости. Но существует и другой подход, основанный на мнении, что замены необходимо производить, принимая во внимание длину пробега и условия эксплуатации автомобиля. Думаем, не стоит игнорировать одну из методик, выбирая наиболее правильную, а совмещать на практике оба подхода.
Нередко клиенты просят максимально доливать жидкость, надеясь так избавиться от проблемы. Но если жидкость сильно перегрета или загрязнена, то «разбавление плохого хорошим» или даже промывка, не компенсируют механического износа. С другой стороны, если жидкость загрязнена в ходе нормальной работы, промывка может быть даже рекомендована.
Есть и другая проблема, решая которую специалисты не дают однозначного ответа. Она заключена в вопросе, всегда ли при замене жидкостей нужно удалять масляный поддон? Многие автопроизводители считают, что замена жидкости без снятия поддона поддерживает пакет присадок. Но большинство специалистов убеждено, что поддон должен быть снят и осмотрен на предмет износа, ведь может потребоваться замена фильтра или затяжка винтов на корпусе.
И еще. Мы бы не рекомендовали для долива уровня трансмиссионной жидкости, а тем более для полной ее замены, использовать универсальные жидкости. Лучше все же поискать в каталогах родную жидкость, заливавшуюся изначально.
Механическая коробка передач
Примерно 25 лет назад производители трансмиссионных масел начали снижать вязкость для уменьшения трения вращающихся частей трансмиссии и в целях экономии топлива. Тогда же стали рекомендовать определенное масло для механических трансмиссий. В настоящее время для МККП чаще всего рекомендуют масла на синтетической основе. Поскольку для передачи переключения на синхронизаторы предназначены конкретные типы смазочных материалов, следует обратить особое внимание на рекомендованные индексы. Если, конечно, не ставится цель обогатить владельца автомобиля опытом жесткого переключения передач.
Стоит иметь в виду, что сегодня в нашем распоряжении находятся очень сложные пяти- и шестиступенчатые механические коробки переключения скоростей и высокопроизводительные фрикционные муфты, требующие применения конкретных смазочных материалов.
Не забудьте промыть главный цилиндр сцепления вместе с главным тормозным цилиндром.
Смазка для ведущего моста
Ведущий мост на автомобилях, эксплуатирующихся в заснеженной местности или преодолевающих водные преграды, имеет особенность поглощать воду. Появление в масле пелены молочного цвета может быть первым указанием на это. Поскольку у многих автомобилей есть пробка слива масла в ведущей оси, автопроизводители, очевидно, верят в замену осевого масла через регулярные промежутки времени.
Большинство обычных ведущих мостов имеет гипоидные шестерни, которые находятся ниже осевой линии зубчатого вала. Таким образом зубчатая шестерня оттирает смазку. Следовательно, требуется высокая сдвиговая прочность, чтобы предотвратить контакт «металл – металл». Помимо этого, смазочные материалы моста должны иметь достаточно вязкости для смягчения ударных нагрузок, а также для уменьшения шума шестерен.
Чистый резервуар, содержащий незамутненные жидкости, обычно указывает на то, что система находится в хорошем состоянии.
Система охлаждения
Производители оригинального оборудования предусматривают штатную работу охлаждающей жидкости на 160000 – 250000 км. При этом важно знать, что на рынке большинство охлаждающих жидкостей химически несовместимы с аналогами. Цвет охлаждающей жидкости не имеет ничего общего с ее химическим составом или пакетом присадок. На сегодняшний день есть много типов красных или оранжевых охлаждающих жидкостей, при этом ни одна из них может не быть химически совместимой с другими охлаждающими жидкостями такого же цвета.
Если охлаждающая жидкость приобретает оттенок ржавчины или меняет цвет, если температура ее замерзания не соответствует максимально низкой для данной местности, ее следует заменить.
Тормозная жидкость
Тормозные жидкости DOT-3 и DOT-4 более гигроскопичны, чем другие. Это означает, что они чрезвычайно насыщены водой. И если говорить о безопасности, то нужно знать, что температура кипения тормозной жидкости уменьшается прямо пропорционально содержанию в ней воды. По этой причине негигроскопичная жидкость DOT-5 или тормозные составы на силиконовой основе часто используются в транспортных средствах, которые поставлены на длительную консервацию или эксплуатируются в тяжелых природных или нагрузочных условиях.
Информация на заметку и в качестве предупреждения для некоторых горячих голов: воздержитесь от попыток использовать DOT-5 в качестве жидкости для антиблокировочной системы, так как DOT-5 имеет склонность к вспениванию при срабатывании ABS. А вот профилактическая промывка тормозной жидкостью ABS и других гидравлических систем даже настоятельно рекомендуется для предотвращения коррозии каждые два года.
Гидроусилитель руля
Многие, даже умудренные богатым опытом технари забывают о жидкости гидроусилителя руля, которая, к сожалению, не может не загрязняться частицами износа и влагой. Такая загрязненная жидкость способна существенно сократить жизнь дорогой системы, в частности ее насосов. Значит, и тут требуется глаз да глаз! Причем, учитывая «деликатность и утонченность» гидроусилителя, совершенно недопустимо действовать на глазок, навскидку. При замене жидкости необходимо строго следовать пунктам руководства пользователя или спецификации.
Жидкость гидроусилителя руля необходимо периодически менять, чтобы уменьшить износ рулевого механизма и насоса.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей