На фоне борьбы с пандемией коронавируса котировки нефти в середине апреля продемонстрировали резкое снижение до небывалых показателей. Стоимость нефти упала значительно, однако цены на топливо были стабильны.
Согласно данным сайта global petrol prices.com, 20 апреля в мире средняя цена на литр бензина с октановым числом 95 была равна 0,93 доллара США. Но колебания розничной стоимости топлива значительно разнились в странах – экспортерах нефти и в тех государствах, где своей нефти нет. Так, минимальная цена на бензин была зафиксирована в Венесуэле, где литр 95-го стоил 0,26 тенге. В Иране литр стоил 40 тенге, в Судане – 59,6 тенге, в Саудовской Аравии – 167,7 тенге. Максимальная цена была в Гонконге, там 95-й бензин продавали по 919,7 тенге. В Монако бензин стоил 726,1 тенге, в Италии – 641,7 тенге, в США – 247,9 тенге. В России бензин 20 апреля стоил в среднем 259,5 тенге. Столь значительный разброс розничных цен объясняется также разницей в налогах и государственных субсидиях на топливо, ведь цены на топливо на международных рынках для всех государств одинаковы.
Названный выше источник на 20 апреля приводит такие цены на топливо в Казахстане: 193,49 тенге за литр дизельного топлива и 173,37 тенге за литр бензина марки АИ-95. В Алматы в дни колебания нефтяных котировок на АЗС никакого ажиотажа не было, резких скачков цен также не наблюдалось. Заправиться можно было совершенно свободно и без каких-либо ограничений как по количеству, так и по маркам топлива.
Средняя цена на дизельное топливо в мире в эти дни составляла 367 тенге. В Иране 20 апреля литр дизельного топлива стоил 8 тенге, в Саудовской Аравии – 53,6 тенге, в Судане – 68,1 тенге. Наиболее дорогой солярка была опять же в Гонконге – 746,1 тенге за литр, а также в Монако – 677 тенге, в Израиле – 603 тенге и в Италии – 594,7. В США 20 апреля дизельное топливо стоило 282,1 тенге, в России – 264,4 тенге.
Снижение цен на топливо в мире произошло в марте, оно составляло 10–15% по сравнению с показателями докризисного февраля. В апреле в отношении крупных казахстанских сетей АЗС заработали меры государственной поддержки, так как продавцы топлива балансировали на грани рентабельности. Государство освободило производителей нефтепродуктов от уплаты акцизов, запретило поставки топлива из соседней России и приняло еще ряд действенных мер.