В середине июня в Алматы состоялся Второй казахстанский автомобильный форум, организованный членом Европейской ассоциации поставщиков автозапчастей – крупнейшей дистрибьюторской компанией Phaeton DC, работающей на рынке автозапчастей более десяти лет.
Путь, пройденный компанией за это время, обогатил ее опытом и немалым количеством деловых партнеров и друзей, которые охотно откликнулись на приглашение и приехали в южную столицу из самых отдаленных уголков нашей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Открывая форум, руководитель компании Phaeton DC Марат Шотбаев сказал: «Всем нам нелегко работать в условиях экономического спада, но сегодняшний форум и следующая за ним выставка «Phaeton Expo» – это возможность остановиться, оглянуться и увидеть, что происходит вокруг. Мы, безусловно, получим много полезной информации, которая поможет нам в поиске свежих конструктивных решений».
Далее глава компании Phaeton DC отметил: «Я считаю, что на нашей компании, как на лидере в поставке на отечественный рынок автозапчастей, лежит социальная ответственность. Как лидеры, мы просто обязаны нести ноу-хау, вести за собой, демонстрировать новые возможности. В свою очередь компания и сама непрерывно учится, мы участвуем в зарубежных семинарах и конференциях, прислушиваясь к мнению людей, компетентных в бизнесе».
После выступления Марата Шотбаева вниманием зала всецело завладели крупные казахстанские бизнесмены, в том числе глава группы компаний «Немецкий двор» Махмут Шайдиев, председатель Совета директоров АО «Казтранском», владелец нескольких информационных компаний Мурат Абдрахманов и многие другие. Представители лидирующих казахстанских компаний поделились мнениями об отечественном бизнес-климате на фоне динамичных процессов, происходящих в мировой экономике, а также сделали некоторые, довольно осторожные прогнозы.
Президент «Глобалинк Логистик Групп» (Globalink Logistics Group), господин Сиддик Хан, с первых минут задал тон деловой встрече: «С 2009 года я слышу слово «кризис». Как многие лидеры бизнеса, я пришел к мысли, что это не что-то из ряда вон выходящее, чрезвычайное и пагубное, а, скорее, новая реальность. Мы должны внимательно присмотреться к нашему бизнесу, к ожиданиям, к нашему деловому стилю».
«Посмотрите на наиболее успешные мировые экономики, – призвал собравшихся господин Хан, – вы обнаружите общий тренд, увидите, что ни одна из этих стран не достигла успеха мгновенно, это долгий и тяжелый процесс. Важны три момента: как внутренний рынок реагирует на изменения в мире, второе – региональная реальность, а третий – международное сотрудничество. Казахстан находится внутри своеобразного сэндвича между Россией и Китаем. Может ли страна производить высокотехнологическую продукцию дешевле Китая? Разумеется, нет! И это тоже реальность».
Падение цен на нефть привело к урезанию расходной части как государственного бюджета, так и частных компаний и этот тренд, скорее всего, можно рассматривать как долгосрочный.
Спикеры неоднократно обращали внимание на проблему зарегулированности казахстанской экономики, на сильное административное влияние со стороны государственных органов, в связи с чем неизбежно проявляется непредсказуемость рыночных механизмов и процессов в стране.
Предприниматели говорили еще и о том, что вступление в различные международные экономические союзы теоретически должно вести к наращиванию товарооборота, к открытию зарубежных рынков, но пока получается так, что казахстанский рынок становится доступным для всех, а отечественные товары не находят спроса за рубежом.
Марат Шотбаев: «Компания «Фаэтон» – это коллектив, который старается использовать все возможности. Мы сотрудничаем с техническими центрами, интернет-магазинами, с нашими партнерами и даже конкурентами. Главное, чтобы сотрудничество было долгосрочным и взаимовыгодным».
Ельдар Абдразаков, руководитель группы финансовых компаний «Сентрас», в частности отметил: «Казахстанский бизнес уступил региональное преимущество России, которая вступила в ВТО в 2012 году. Возник дисбаланс из-за того, что одна страна уже во Всемирном торговом пространстве, а другая еще нет. Поэтому ряд крупных отечественных компаний ушел работать к северным соседям. Вскоре и наша страна станет членом ВТО, но, насколько мы будем конкурентоспособны, большой вопрос. Нам не стоит сильно рассчитывать на то, что мы сможем конкурировать с Китаем или Россией, что мы вдруг станем большими и дерзкими. На сегодня инвестиции в стране сокращаются. Сокращение российского бизнеса в Восточной Европе, скорее всего, обернется более насыщенным его присутствием в Казахстане».
Руководитель холдинга «Тан Медиа» Арманжан Байтасов заострил внимание на ожиданиях, связанных с девальвацией: «Медиа-рынок просел на 20 – 25%, однако я не считаю, что следует посыпать голову пеплом. Рынок ждет девальвацию и мучается вопросом, когда же она, наконец, произойдет, ведь лучше ужасный конец, чем ужас без конца. От того хотим мы девальвации или нет, к сожалению, ничего не зависит. Думаю, она неизбежно случится, но и девальвация, скорее всего, не выстроит паритетное соотношение тенге и рубля, а значит, нам и впредь будет работать непросто. Наша продукция не конкурентна не по качеству, она не конкурентна по цене. Хотелось бы видеть в международном сотрудничестве меньше политики и больше экономики».
Отвечая на вопрос из зала о подготовке специалистов, Ельдар Абдразаков высказал такое мнение: «Казахстанское школьное образование находится сегодня на вполне приемлемом уровне, но когда мы рассматриваем образование профессиональное, высшее, тут все выглядит гораздо хуже. Менеджеров среднего звена у нас вообще никак не готовят.
Существует огромный разрыв между образовательными программами и реальными механизмами в бизнесе. Поэтому у нас в компании мы создали собственную академию, так как нам не интересны специалисты, знающие «все обо всем», но не способные работать конкретно с нашей информационной системой. Мы обратились к государству с инициативой «Национальные чемпионы», в рамках которой попросили оказать содействие в расширении образования десяти наиболее способным молодым казахстанским бизнес-руководителям».
Выступление главы компании «Allur Аuto», председателя Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) Андрея Лаврентьева, открыло второй блок форума, в котором рассматривались вопросы развития казахстанского автопрома с точки зрения крупнейших отечественных автодилеров.
«Количество зарегистрированных в Казахстане автомобилей за первые четыре месяца 2015 года возросло на 38% по сравнению с прошлым годом, – сообщил господин Лаврентьев. – Произошло это на фоне снижения продаж в автосалонах, так как покупатели ушли к «серым» импортерам или стали пригонять машины из России самостоятельно. Выбор потребителей остается за бюджетными моделями, рынок смещается в нижние ценовые категории. Говоря об этом, я хочу выразить сомнение в том, что кто-то ждет девальвации как положительного явления, ведь покупательская способность упадет еще ниже».
Представитель компании «Astana Motors» Антон Афонин отметил еще один показатель, характерный для этого года. Он заключается в том, что покупатели отказываются или «откладывают на потом» приобретение автомобильных аксессуаров, некоторых дополнительных опций и оборудования. То же самое касается и ремонта автомобиля: если он дорогостоящий, с ним тоже не спешат.
А вот Евгений Кузнецов, представляющий компанию «Caspian Motors», отвечая на вопрос об обслуживании автомобилей на дилерских СТО, отразил положение в премиальном классе. Оказалось, что у господ, которые ездят на новых Land Rover и Jaguar, все хорошо. Они обслуживаются в дилерской сети: своевременно, дорого и с гарантиями.
Представитель компании «Aster auto» Аскар Бурушин отметил положительные подвижки в работе программы trade in, которые стали возможны после отмены двойного налогообложения. Однако при этом подчеркнул, что число машин, приобретенных по этой программе, ничтожно мало. Вообще продажи бывших в употреблении автомобилей практически остановились. Интересно, что критерием определения цен на вторичном рынке автомобилей для банков до сих пор является сайт «Колёса.kz», что, по единому мнению собравшихся, неправильно и показывает, как остро нуждается рынок в официальном каталоге для trade in с четкой формулой расчета стоимости автомобиля.
Многие вопросы, рассматривавшиеся на форуме, были «на вырост», выглядели пожеланиями или, в лучшем случае, планами на неопределенное будущее. Так, например, звучали предложения о прозрачности истории обслуживания автомобилей в сети официальных дилерских центров, в то время как даже в Алматы и Астане до сих пор востребованы услуги «арык-сервисов», а процедура обязательной сертификации СТО отсутствует не только у нас в стране, но и в России или на Украине. На пространстве СНГ такая процедура есть пока только в Беларуси, да и Европа встала на этот путь сравнительно недавно – в начале 2000-х годов.
Далее Андрей Лаврентьев осветил наиболее острые проблемы отечественной автомобильной промышленности: «Основные вызовы казахстанскому автопрому – это вступление нашей страны в ВТО. Казахстану следовало бы определиться: либо мы производим, либо торгуем. Ведь, если мы декларируем желание идти по пути индустриализации, нам необходимо создать научную базу, рабочие места, подготовить инженеров и получить конкурентоспособный продукт, с которым можно выйти на международный рынок.
Второй вызов – пробел в договоре по ЕС. В пункте технического регламента не было пункта регулирования оборота автомобилей секонд-хенд внутри Таможенного союза. Видимо, все полагались на собственные экологические стандарты. На сегодня этот пробел ликвидирован.
Третий вызов – политика Таможенного союза в области параллельного импорта.
Что касается автомобильных компонентов, то все прекрасно понимают, что они нам необходимы. И сегодня есть четкая позиция правительства, которое гарантирует возврат 30% инвестиций, вложенных в эту отрасль. Понятно, что не хватает объемов внутри страны, но мы могли бы применить успешный китайский опыт, где производят запчасти для двух-трех наиболее популярных марок.
Часто задают вопрос о дискриминации серого импорта автомобилей. Я поддерживаю заградительные меры, даже несмотря на то, что сам имею фирму, ввозящую в Казахстан автомобили тех марок, которые у нас не производятся. Если государство намерено развивать отечественный автопром, этого нужно целенаправленно добиваться. Станем давить – придет Mitsubishi и построит здесь завод. Иначе мы будем вынуждены собираться в разных составах, вновь и вновь сокрушаясь, что упустили свой исторический шанс».
Затем представители крупнейших мировых поставщиков автозапчастей рассмотрели блок вопросов о влиянии ЕАЭС на цену и качество товаров, на каналы поставок. Они также обратили внимание на качественное и количественное изменение автопарка в нашей стране.
Йенс Грейсслер, региональный представитель компании Elring Klinger, озвучил такие данные: «В Казахстане плотность автопарка составляет примерно 270 машин на тысячу человек. В Германии это число вдвое больше и более половины сервиса представлено дилерскими станциями обслуживания, а инвестиции в автомобиль составляют около 700 евро в год, в Польше – около 300 евро. В Великобритании автосервис представлен в основном независимыми частными станциями обслуживания. Но общеевропейская тенденция заключается в расширении сети дилерских СТО. Независимые же станции идут по пути специализации в какой-либо узкой сфере. В Европе поставками автозапчастей занимаются в основном очень крупные холдинги с миллиардными капиталооборотами и широчайшим ассортиментом продукции».
Большое оживление в зале вызвал ответ Дмитрия Зимина, представляющего бренд Mahle, на вопрос о том, как российские дистрибьюторы после падения курса рубля умудряются держать прошлогодние цены. «Спасибо за вопрос. Я не знаю, как это происходит», – признался Дмитрий.
Таким образом, форум получил загадку, ответ на которую не дал ни один из выступавших далее.
Интересно было узнать о том, почему на Украине сервисные каналы продаж автозапчастей достигли такого высокого уровня: через автосервисы там реализуется около 60 – 65% от общего оборота запасных частей. В России 70% запчастей реализуется на рынке и только 30% через автосервис. В Казахстане это соотношение выглядит как 80:20.
Роман Романык, украинский представитель компании IHR, так ответил на вопрос: «Успех стал возможен благодаря опыту польских компаний, также сказался фактор конкуренции между некрупными оптовыми поставщиками. Я замечу, впрочем, что единых общеприменимых рецептов тут быть не может, ведь в Казахстане плотность населения – 6 человек на квадратный километр, в России – 9, в Турции – 97, в Китае – 145, а в Германии – около 230. Мне кажется, что для Казахстана одним из решающих факторов является вопрос выстраивания логистики. В Украине для вновь открывающихся СТО предусматривается базовый ежедневный норматив в 3-4 доставки запчастей от дистрибьютора. Притом что узлы, механизмы и агрегаты современного автомобиля становятся все сложнее, на ведущие роли выходит и постпродажное обслуживание, техническое сопровождение обслуживаемой машины»
Совершенно вразрез с настойчивыми заявлениями о том, что ремонтировать современный автомобиль может даже не всякий мастер, прозвучали аргументы представителя компании «Bilstein group» Максима Гришакова, который рассказал о получающей все большее распространение в Германии практике обслуживания и мелкого ремонта машины самим автолюбителем. Это стало возможным благодаря, в числе прочего, и развитию сети Интернет, присутствию в ней все большего количества специальной информации. Напомним, это происходит в Европе, где сегодня существует более 400 сервисных концепций, из них 25 наиболее успешных привлекли порядка 100000 независимых станций.
Рассматривались на форуме методы борьбы с контрафактной продукцией, проблема отмены к 2020 году Европейской экономической комиссией запрета на параллельный импорт. Немало внимания собравшиеся уделили образовательному аспекту в автомобильном сервисе, рассмотрели новые методы продвижения продуктов и оборудования. Так, Йенс Грейсслер назвал тему образования центральной. Он призвал задуматься над ситуацией, когда механик, устанавливающий на автомобиль трехдолларовый фильтр, заведомо знает, что работает с контрафактной продукцией, но осознанно идет на это. «Когда мы проводим семинары по нашим продуктам, мы стараемся воздействовать и на ментальность, – сказал господин Грейсслер. – Мы пытаемся донести мысль о том, что, если вы неправильно работаете с высокотехнологичным продуктом, у вас непременно возникнут проблемы».
В четвертом блоке форума обсуждались тенденции и перспективы автомобильного сервиса в Казахстане. В разговоре приняли участие Николай Жанабергенов из Астаны, представляющий СТО «Auto Lend», Алексей Перепелкин из «Bosch auto service Uralsk» (Уральск), Владимир Молчанов, представитель СТО «Master start», и многие другие.
«Новые технические решения, реализованные в конструкции современных автомобилей, требуют от работников сервиса все большего внимания и компетенций, – отметил в своем выступлении Евгений Оспанов, представший сеть СТО «Mega Motors». – Устройства, обеспечивающие особый комфорт в автомобиле, подняли цену обслуживания, увеличилась стоимость запасных частей. Но даже в этих условиях наша сеть растет. Происходит это благодаря внимательному отношению к клиенту и за счет скрупулезного изучения спроса на ремонт и обслуживание различных марок автомобилей».
Айдар Козыбахов, сотрудник ТОО «Вираж», вновь обратил внимание присутствующих на тему подготовки специалистов – одну из наиболее острых и актуальных. «Я не раз был членом дипломных комиссий казахстанских профессионально-технических училищ и вузов, выпускающих специалистов для автосервиса, – сказал господин Козыбахов, – и могу поделиться своими впечатлениями от ужасного положения, когда в XXI веке учащихся и студентов обучают на схемах и моделях ГАЗов и ЗИЛов, на которых ездили их дедушки. После такого обучения выпускника приходится переучивать, принимать специалиста с дипломом о высшем образовании на должность помощника механика».
Владимир Оболонкин, возглавляющий СТО «Turbo-diesel KZ», продолжил тему: «Мы работаем в очень узком специализированном сегменте. Так вот, чтобы получить знания об обслуживании и ремонте турбодизельных систем, мне пришлось ехать в Англию. Еще я проходил подготовку в Италии, России и Беларуси. У нас таких знаний не дает никто».
В завершающей части форума его участникам была представлена сервисная концепция, которую разработала и вскоре предложит своим партнерам компания Phaeton DC. В этом проекте смогут принять участие СТО и центры технического обслуживания, которые готовы к дальнейшему успешному самостоятельному развитию под громким брендом «Phaeton Serves».
Ознакомиться с фотоотчетом можно здесь
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал АВТОМАСТЕР