Усложнившаяся экономическая ситуация в России привела к серьезному спаду продаж новых автомобилей, что неизбежно сказалось на производственных планах некоторых российских заводов: одни всерьез собираются покинуть рынок, другие планируют «каникулы».
Ленинградская область считается одной из самых индустриально развитых в России. Грамотные логистические решения, поддержка администрации и масса заводов, выпускающих продукцию от запчастей и компонентов до автомобилей. Взять хотя бы известный в Казахстане Всеволожский завод Nokian Tyres, который, к слову, в этом году отпразднует свое 10-летие
О тенденциях развития российского автопрома мы узнали, посетив в Санкт-Петербурге выставочный комплекс ЭКСПОФОРУМ, где в конце марта одновременно прошли несколько индустриальных выставок и состоялась международная конференция AUTOPROM RUSSIA.
Экспозиция объединила сразу несколько выставочных брендов: BLECH Russia 2015 – выставка индустрии обработки листовых металлов; FASTENER FAIR – специализированная выставка крепежных изделий; HI-TECH – выставка высоких технологий; Automechanika St. Peterburg – выставка автозапчастей и инструмента; IТЯ – Техническая ярмарка Санкт-Петербурга.
Параллельно с выставками в стенах комплекса ЭКСПОФОРУМ проходили многочисленные конференции и семинары, на которых представители успешных компаний и производств с мировыми именами делились опытом, презентовали бизнес-идеи и рассматривали наиболее успешные, с точки зрения выживаемости в кризисные времена, проекты.
Побывали мы и на конференции AUTOPROM RUSSIA, главной темой которой стал кризис в российском автопроме, а также поиск путей и решений для выхода из него. В основном на конференции обсуждались вопросы импортозамещения и расширения локального производства автокомпонентов.
На прошедших конференциях и форумах неоднократно подчеркивалось: представители российского автопрома ищут импортозамещение внутри Таможенного союза. А это значит, что у казахстанских бизнесменов есть все шансы стать участниками (читай: поставщиками) евразийского автопром
По данным экспертов, рынок легковых автомобилей в России в прошлом году сократился чуть более чем на 7%. По прогнозам на этот год снижение продаж новых легковых автомобилей составит порядка 30 – 35%. Небольшое увеличение, благодаря активной господдержке, ожидается к 2016 году. Тем не менее, как прогнозируют российские специалисты, чтобы выйти на уровень продаж 2013 года, российскому авторынку потребуется 5-6 лет.
Вот кому на Руси жить хорошо, так это АвтоВАЗу. По прогнозам экспертов, АвтоВАЗ в ближайшее время не только не сократит производство, а увеличит долю своего присутствия на рынке до 30 – 35% от общего количества. Способствовать этому будет, конечно же, локализация производства на территории Таможенного союза (ТС) и выпуск новых актуальных современных моделей.
Российские аналитики не видят серьезных угроз для экономики страны в сложившейся ситуации и считают кризис частью экономического цикла. По их мнению, сейчас появились дополнительные возможности для сектора производства, в том числе автомобильного. Возможным и нужным называется увеличение доли использования компонентов, производимых на территории ТС, создание общего кластера поставщиков, в том числе с привлечением заводов Беларуси и Казахстана.
Прозвучало на конференции и противоположное мнение. В частности утверждалось, что в реальных условиях даже с большой долей локализации сборки, когда и трансмиссия и двигатель производятся в рамках ТС, необходимые запчасти в большинстве своем продолжают завозиться из-за рубежа, а значит, налицо валютная зависимость.
Приводились и интересные цифры. Вот некоторые из них. Рынок автозапчастей и автокомпонентов в России превышает 100 млрд долларов в год. При этом 70% от этого количества приходится на обслуживание вторичного рынка и около 25% тратится на нужды автопроизводства. Локализация сборки в автопроме России составляет порядка 40 – 45%, а доля запчастей и автокомпонентов, произведенных локально, всего 20%.
Еще одной примечательной особенностью проведенных выставок стала уникальная система для налаживания деловых контактов (ее неплохо было бы взять на вооружение организаторам подобных выставок в Казахстане). До начала выставочных дней на сайте организаторов выставки все, кто заинтересовался мероприятием, имели возможность зарегистрироваться, получить при этом доступ к бирже деловых контактов и даже назначить встречу в определенный день и час представителям производителей и коммерческих структур, принимающих участие в выставке
Перейти на полное импортозамещение в ближайшей перспективе, по мнению экспертов, невозможно. Для этого в рамках ТС требуется серьезная модернизация производственных площадок бывших союзных республик. Номинально в России уже реализуется несколько таких программ, но, как было отмечено в выступлениях участников форума, в большинстве своем необходимая поддержка пока не доходит до адресата или доходит, но с опозданием и не в том объеме, в котором может положительно повлиять на развитие производства. Следовательно, требуется работа над оптимизацией административного и налогового законодательства.
Говорили на конференции и о необходимости легализации параллельного импорта на территории Евразийского союза. Некоторые поставщики и производители уже сегодня сталкиваются с ситуацией, когда нелегально импортируемая продукция оказывается на рынке и по факту стоит значительно ниже, чем завезенная легально или произведенная локально.
Рассматривались на конференции и причины кризиса в автопроме, среди которых назывались падение биржевой стоимости энергоносителей, девальвация российского рубля и экономические санкции.
Как правило, снижение роста экономики так или иначе приводит к снижению обновляемости автопарка. И если в лучшие времена среднестатистический автовладелец покупал автомобиль раз в 3-5 лет, то во время криза этот период может увеличиться вдвое или втрое. Вместе с этим специалисты констатируют и увеличение глобальной стоимости владения автомобилем, которое также негативно сказывается на обновляемости парка. На этот показатель повлияло увеличение стоимости страховых полисов, налогов, топлива, расходных запчастей и обслуживания.
Отдельной темой был уход компании GM с рынка России. По мнению экспертов, это связано не с политическими мотивами, а с экономическими. С 2013 года, когда никаких санкций еще не было и политическая ситуация вокруг России оставалась стабильной, производство GM на территории Российской Федерации сокращалось в среднем на 20% в год. Причина – неграмотный маркетинг, выпуск не актуальных для рынка стран СНГ автомобилей. Впрочем, свято место пусто не бывает, и по неподтвержденным данным, на производственные площади GM уже претендуют другие автомобильные бренды. В числе наиболее вероятных владельцев назывался альянс Renault-Nissan и Mercedes.
Послевкусие…
По оценкам экспертов, российский автопром произведет в 2015 году порядка 1,4 млн новых автомобилей. При этом существующие производственные площади способны давать около 3,5 млн автомобилей в год (а с уходом GM эта цифра увеличится до 4 млн). То есть Россия уже сегодня при наличии спроса готова собирать и поставлять ежегодно дополнительно 2 млн легковых автомобилей.
В этой связи слухи о возможных поставках продукции казахстанского автопрома в Российскую Федерацию выглядят не более чем научной фантастикой.
Текст: Эдуард Кричевский
Фотоматериал автора