В 2015 году один из ведущих поставщиков мировой автомобильной промышленности – компания ZF Friedrichshafen AG – отмечает свое столетие.
За долгую и богатую историю становления и развития небольшой региональный поставщик для авиационной промышленности превратился в международную научно-технологическую компанию с активами на глобальном автомобильном рынке. В юбилейный год компания ZF планирует войти в тройку лидеров рынка автокомплектующих. Давайте выясним, как все начиналось.
9 сентября 1915 года в городе Фридрихсхафен была зарегистрирована фабрика Zahnradfabrik GmbH (сокращенно – ZF, а в переводе – «Фабрика зубчатых колес»). Поскольку Фридрихсхафен в то время являлся своего рода технологическим парком для авиационной промышленности, граф Фердинанд Адольф Хайнрих фон Цеппелин воплотил в нем идею создания компании по поставкам запасных частей и агрегатов для дирижаблей. Так к 1918 году основным направлением новой компании стало развитие, испытание и изготовление трансмиссий для дирижаблей и самолетов.
Разработки графа Альфреда фон Соден-Фраунхофена – первого управляющего директора, а позже члена правления компании – привели фирму к новым вершинам. К заслугам графа относится изобретение и дальнейшее изготовление первой малошумной коробки передач ZF для автомобилей. Это изобретение стало основой для успешного развития компании ZF. Благодаря новому направлению фирма решила свои финансовые проблемы и пережила Великую депрессию 1929 года. Возраставшее с каждым годом число изобретений инженеров компании, на которые ZF оформляла патенты, позволило ей к тридцатым годам занять лидирующие позиции в данной области.
Параллельно с автомобильной промышленностью инженеры ZF осваивали смежные отрасли. Так в 1920 – 1930-х годах было освоено производство агрегатов для морских судов и тракторов. В целях диверсификации и выхода на новые рынки в 1932 году ZF договаривается с американской компанией Ross о лицензионном производстве систем рулевого управления легковых и коммерческих автомобилей для европейского рынка. В это время штат работников компании увеличивается с 580 до 4500 человек.
После того как в Германии к власти пришла нацистская партия, производство в сфере оборонной промышленности стало иметь ключевое значение для компании. Во время Второй мировой войны фирма ZF поставляла коробки передач и трансмиссии для армии Третьего рейха.
К концу войны завод в городе Фридрихсхафен был разрушен бомбардировками союзников на 80%. И хотя компания была на грани ликвидации, в июне 1945 года началась реконструкция предприятия.
Тяжелая промышленность Германии очень быстро восстановилась к началу 50-х годов прошлого века, что благоприятно сказалось на компании ZF. Особенным спросом пользовались трансмиссии для тракторов в сельскохозяйственной промышленности.
В 1951 году объем продаж составил 87,3 млн, а в 1960 году – уже 356 млн дойч марок. В скором времени по заказу Mercedes-Benz в Бразилии был построен первый за пределами Европы завод ZF do Brazil. И в 60-х годах прошлого столетия фирма ZF Friedrichshafen AG стала ведущим поставщиком элементов шасси и трансмиссий. В 1984 году фирма Lemforder вошла в холдинг ZF. А уже в 1994 году объем продаж компании равнялся 6,4 млрд дойч марок.
В 1965 году, к 50-летнему юбилею, с конвейера фирмы ZF сошла первая автоматическая коробка с тремя скоростями. На нее был нанесен логотип «ZF 3 HP 12». Этой автоматической коробкой переменных передач были укомплектованы ведущие марки автомобилей, такие, как BMW и Peugeot.
Через 10 лет с конвейера сходит уже пятиступенчатая автоматическая коробка 5 НР 18. С увеличением количества передач началось снижение потребления топлива автомобилями. К примеру, автомобиль, оснащенный трехступенчатой автоматической коробкой, имеет расход топлива на 15% больше, чем автомобиль с шестиступенчатой автоматической коробкой.
На сегодняшний день фирма ZF является мировым лидером по производству и поставкам комплектующих и агрегатов к шасси и трансмиссиям. Ее товарооборот по годам выглядит следующим образом: 2003 год – 8,9 млрд евро; 2004 год – 9,9 млрд евро; 2010 год – 12,9 млрд евро.
В сентябре 2014 года концерн ZF Friedrichshafen AG выкупил одного из крупнейших американских автопоставщиков – TRW Automotive Holdings. Объединенная организация вошла в тройку мировых лидеров в области поставок автомобильных компонентов с общим оборотом более 30 млрд евро (41 млрд долларов) и штатом в 138 000 сотрудников.
По материалам ZF
Фотоматериал ZF