Срыв клапана на работающем двигателе – одно из самых неприятных последствий «ремонта» клапанного механизма. Возникнуть этот казус может по причине ошибки сборки, а именно из-за перекоса клапанной пружины.
Понятно, что специально устанавливать пружину с перекосом вряд ли придет в голову кому-либо из мастеров, ошибка допускается в спешке или по недосмотру. Каковы же последствия? После запуска двигателя силы, воздействующие на пружину, распределятся неравномерно, и даже при закрытом клапане сжатие на одной из сторон будет большим, нежели на другой. При открытии клапана пружина неизбежно станет давить на блок, кроме того, в движении коленвала возникнет избыточно высокий изгибающий момент, воздействующий на верхнюю часть клапанного стержня. Такая ситуация грозит срывом клапана, после чего он попадет в камеру сгорания и, согнувшись, заклинит поршень о головку блока цилиндров.
Типичные симптомы последствий, которые возникают сразу же после ошибки монтажа, таковы: поперечный излом стержня клапана на уровне третьей, нижней, канавки (см. рис. 2); частичный загиб клапанных шпонок; следы неравномерной нагрузки от пружины в головке блока цилиндров (см. рис. 3); излом на стержне выглядит как след разрыва металла (см. рис. 4).
Для того чтобы избежать описанной ситуации, мастер при монтаже пружин клапанов должен обязательно убедиться в их правильной посадке в головку блока цилиндров. Монтируя новые клапаны, необходимо также менять шпонки.
Рисунок 2. Излом клапана по нижней канавке
Рисунок 4. Разрыв клапана
Рисунок 3. Следы неравномерной нагрузки в головке блока цилиндров
Рисунок 5. Типичная картина повреждений вследствие срыва клапана