В рамках выставки Phaeton Expo 2019 у журналистов нашего издания состоялось немало интересных и полезных встреч. Одной из них стала встреча с представителем шведской компании Lesjöfors Константином Брезе, беседуя с которым мы выяснили ряд подробностей о продукции, выпускаемой компанией.
Флагманский завод Lesjöfors расположен в Швеции. На нем делают винтовые пружины для автомобильной подвески. Все начиналось в XVII веке с кузнечного цеха. Потом здесь же появился небольшой сталеплавильный завод, и к 1852 производственный конгломерат преобразовался в предприятие, выпускающее пружины. На сегодняшний день компания имеет 24 производственные площадки по всему миру. Сейчас Lesjöfors выпускает пружины для различных видов техники, автомобильный сегмент в общем объеме занимает около 30%. Изготовление винтовых пружин является профильной деятельностью компании, хотя она также выпускает рессоры и газовые упоры.
Корр.: С какого из этих заводов винтовые пружины для автомобильной подвески поступают в Казахстан?
– Они поступают с завода в Швеции, только на нем производятся винтовые пружины для автомобилей.
Корр.: В Казахстане продажа винтовых пружин является лидирующим направлением Lesjöfors?
– В Казахстане не совсем так, потому что здесь популярны еще и газовые упоры для капотов.
Корр.: Кто выступает в качестве официальных дилеров Lesjöfors в Казахстане?
– Это компания Phaeton DC. И вскоре, наверное, будет еще и компания Armtek, с которой на российском рынке Lesjöfors сотрудничает уже более 20 лет. Они недавно зашли в Казахстан и пока нашу продукцию не возят, но, думаю, перемены последуют в течение 2–3 месяцев.
Корр.: Что вы считаете основными преимуществами продукции Lesjöfors? Почему сотрудник СТО может рекомендовать ее клиентам?
– Основное преимущество нашей продукции – это, конечно, прежде всего качество. Пружина – одна из немногих деталей автомобиля, чью работу или бездействие клиент при прохождении каких-либо препятствий постоянно ощущает на себе. Однако стоимость замены пружины порой сопоставима с ценой самого изделия. В этом случае вполне к месту вспомнить высказывание Ротшильда о том, что он не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи. Нет смысла экономить на пружине, которая, как правило, меняется автовладельцем один раз за все время пользования машиной. Хотя, если речь идет о потребности выровнять посадку машины перед ее продажей, то, наверное, уместно приобрести недорогие пружины.
Корр.: А если говорить об автобизнесе, насколько притягательна продукция компании для него?
– У Lesjöfors, пожалуй, наиболее высокий уровень сервиса среди всех конкурирующих компаний. Мы инвестируем огромные средства в запасы сырья для производства продукции и в хранение запасов уже готовой продукции, чтобы поставки были бесперебойными. Благодаря этому на складах компании по всему миру присутствует такое количество и ассортимент пружин Lesjöfors, которое позволяет обеспечить до 99% потребностей клиентов. Это способствует тому, что клиенты уверенно развивают свой бизнес, вкладываются в него и успешно продвигают свои услуги на рынке.
Корр.: В каком сегменте позиционируется бренд Lesjöfors?
– Это премиальный сегмент, продукция на 20%-30% дешевле оригинала. Для понимания ценового позиционирования приведу такой пример: наша продукция примерно в два раза дороже пружин, поставляемых на рынок под брендами экономкласса. Девиз компании – «Хорошее качество за разумные деньги».
Корр.: Что формирует цену изделия? Марка стали, сложная форма или другие факторы?
– Да, конечно, специальная легированная сталь с высоким содержанием кремния и хрома, которую заказывает компания Lesjöfors, стоит немало. Причем для пружин как дорогих автомобильных брендов, так и недорогих наша компания использует одну и ту же сталь. Поэтому пружины во втором варианте получаются качественнее, чем оригинальные.
Для того чтобы привести характеристики пружины к проектным параметрам, сталь подвергается термической и дробеструйной обработке, проходит цинковое фосфотирование для защиты от коррозии и окрашивается эпоксидной краской. Кстати говоря, именно коррозия выступает критическим фактором в жизни пружины, так как даже небольшое изменение толщины изделия может под нагрузкой привести к разрушению.
Корр.: Какова маржинальность у СТО, работающего с пружинами Lesjöfors?
– Как в среднем по любым другим запчастям – около 45–50%. Но дело не только в прибыли, исчисляемой в денежном эквиваленте. Пружину Lesjöfors можно назвать изделием, повышающим лояльность клиента, так как станция, их устанавливающая, получает репутационный профит. Клиент в результате снова приходит туда, где получил качественный продукт, если, конечно, и установлена запчасть была быстро и правильно. На такую СТО автолюбитель может вернуться за заменой масел, щеток, жидкостей и так далее.
Корр.: Как специалисты сервиса могут найти нужную пружину Lesjöfors?
– У нас есть и бумажные каталоги, и электронные издания, а также специальное приложение для смартфонов. В каталогах и приложении можно найти пружину по модели автомобиля, по ее оригинальному номеру. На выставке, кстати говоря, каталоги на бумаге разошлись за полчаса.
Обновление каталогов происходит ежеквартально. От раза к разу добавляется до 100–150 новых позиций. В целом это около 500 новых артикулов в год. Параллельно порядка 150–200 номеров покидают каталог, так как соответствующие модели автомобилей уходят с рынка.
Корр.: Как быстро появляются пружины для новых моделей автомобилей?
– Новая модель автомобиля попадает в поле внимания нашей компании спустя 3 года, так как раньше в большинстве случаев замена пружин на новой машине не требуется.
Корр.: Каково в портфеле компании соотношение продукции для европейских, азиатских и американских моделей автомобилей?
– Как европейская компания, Lesjöfors начинала освоение рынка с Европы, но в 90-х годах она распространила заинтересованность на азиатские модели. В ассортименте не очень широко представлены пружины для китайских автомобилей, но они тоже есть. В целом европейский парк охвачен на 100%, азиатский – на 70%, американский – на 50%.
Корр.: Где, как и какими силами разрабатываются новые виды продукции?
– Они разрабатываются методом обратной инженерии на главном заводе в Швеции. То есть нами приобретается оригинальная пружина, с нее снимаются все параметры и характеристики, но в результате в чем-то изделие может отличаться, по толщине поперечного сечения например. Главное, что работать наша пружина будет так же, как оригинальная, и на посадочное место она встанет точно.
На заводе постоянно проводятся сравнительные тесты образцов собственной продукции с продукцией конкурентов, и мы убеждаемся, что наши пружины имеют действительно высокое качество и высокий ресурс. Именно поэтому мы даем трехгодичную гарантию на пружины, в то время как «дешевые» бренды могут гарантировать качественную работу только в течение года.
Корр.: На винтовой пружине есть какие-то клейма или метки?
– Да, на них наносится 5-значный производственный номер, начинающийся с цифры 7, говорящей, что перед нами винтовая пружина. Номер отличается от артикульного, его можно увидеть и на упаковке, но он нанесен там мелким шрифтом.
Корр.: Подделывают ли пружины Lesjöfors?
– Мы до сих пор таких попыток не замечали. У нас очень дорогая, качественно сделанная упаковка. А вот вернуть нам не нашу пружину по рекламации периодически пытаются.
Корр.: Каковы наиболее распространенные ошибки при выборе или установке пружин?
– Если пружина подобрана по оригинальному номеру или по каталогу Lesjöfors, то все должно работать как положено. Но бывает, что автолюбителя посещает желание сделать свою машину чуточку лучше, чем ее изготовили на заводе. И вот тогда он подбирает нештатную пружину, да помощнее…
В результате перед или зад автомобиля задирается, управление становится непредсказуемым, и это может привести к очень неприятным последствиям. Хорошо еще, если клиент перед такой переделкой звонит нам или оставляет вопрос на сайте, тогда мы можем или отговорить его от рискованной затеи, или порекомендовать наиболее безопасный вариант.
Корр.: Что является поводом для замены пружины?
– Самый очевидный повод – когда пружина поломана. Причем не стоит думать, что она непременно ломается пополам, такое случается крайне редко. Чаще всего у пружины отламывается оконечье, и этого достаточно, чтобы в подвеске возник стук. Но может быть и так, что поломка пружины обнаруживается лишь при снятии колес.
Хороший повод обновить пружины – замена амортизаторов, потому что если вышел из строя амортизатор, то и пружина наверняка будет просевшей. Заменив же оба эти элемента, клиент получит состояние подвески нового автомобиля. Парная замена здесь, как и по всей подвеске, – аксиома, с которой знакомы все механики, доказывать целесообразность очевидного не стоит.
Третий повод – перекос кузова автомобиля по осям или диагональный. Если машина систематически эксплуатируется без нагрузки на заднюю ось, то несравнимо сильнее проседают передние пружины, так как вес двигателя присутствует постоянно. Кроме того, в Nissan Teana, например, наблюдается проседание задней части уже через 1,5–2 года эксплуатации машины. Выглядит это на автомобиле премиум-класса как минимум нехорошо, как будто багажник заполнен мешками с картошкой. Да и управляемость становится хуже. Поэтому и тут замена пружин более чем уместна.
Корр.: А правильно ли считать, что адекватность поведения пружины можно определить лишь на специальном стенде?
– В общем да, это так. Но когда к нам обращаются с рекламациями и утверждением, что пружина просела, мы обычно просим выслать замер длины. При этом проседание на 1,5–2 миллиметра считается допустимым, а вот если длина уменьшилась на 5 миллиметров и более, то повод тревожиться есть.
Корр.: Рекламации случаются?
– Процент гарантийных обращений составляет 0,03%. Рекламации бывают по поводу вложения в упаковку не той пружины или по неправильному подбору изделия.
Корр.: Есть ли в модельном ряду пружин Lesjöfors линейка с увеличенной жесткостью?
– Да, более жесткие пружины есть. Они обязательно производятся на популярные модели автомобилей. Как правило, такие пружины предназначены для задней оси, но буквально для считаного числа моделей есть усиленные передние пружины.
Жесткость таких пружин усиливается примерно на 25%, но замены чашек не требуется. Это хорошее решение для тех, кто использует автомобиль с прицепом или сильно нагружает машину. С усиленными пружинами подвеска такого автомобиля служит дольше, да и вождение становится безопаснее.
Корр.: А для тех молодых людей, которые желают занизить свой автомобиль, сделав его более спортивным, в ассортименте компании тоже есть предложения?
– Да, в каталоге спортивных пружин Lesjöfors содержится более 500 комплектов таких пружин, позволяющих занизить автомобиль на 25–50 миллиметров при стандартной стоковой подвеске и стоковых амортизаторах. Это не просто укороченные пружины, они еще и более жесткие. Их меняют не попарно, а сразу все четыре.
Корр.: Насколько реально расширение присутствия Lesjöfors в Казахстане в ключе распространения дистрибьюторской сети?
– Расширение может состояться, например, за счет усиления дистрибьюторской сети в сегменте грузового транспорта.
Корр.: Спасибо за беседу.
Текст и фотоматериал: журнал «Автомастер»