Прошлой осенью компания Nokian Tyres презентовала ряд новинок в сегменте летних шин. Официальная премьера и первые тесты прошли в Финляндии. Среди приглашенных на мероприятие гостей был и представитель журнала Pitstop.
Вел презентацию технический специалист концерна Матти Морри.
Официальные тесты Nokian традиционно проходят в атмосфере дружеского общения между представителями компании и журналистами. При этом финны не только не скрывают того, как разрабатывают и производят свои шины, а, наоборот, максимально стремятся помочь журналистам донести до аудитории объективную информацию. Именно поэтому теоретическая часть презентации всегда сопровождается практической, во время которой можно опробовать заявленные новинки. И, надо заметить, тестовые образцы никогда не отличаются от тех шин, которые поступают в розничную продажу – в Nokian всегда играют по-честному.
Тесты проходили в финском городе Порво на специализированном полигоне Premier Park
Прошлый год для концерна стал «урожайным». Осенью сегмент зимних шин пополнился четырьмя моделями, в числе которых бестселлер рынка – шипованная Hakkapeliitta 8 SUV. Дабы нивелировать свое присутствие в летнем сегменте, а заодно отвоевать у конкурентов часть «вкусного» пирога в премиальном секторе (UHP), к этому лету финны выпустили сразу четыре летние шины. Флагманом обновленного модельного ряда, безусловно, стала Nokian Hakka Black SUV – шина, разработанная для полноразмерных кроссоверов и внедорожников и для плохих дорог.
Nokian Hakka Black SUV
Как и подобает шине, рассчитанной на большие нагрузки, новинка получила усиленный каркас с двойным стальным кордом и бесшовным нейлоновым бандажом – фирменной разработкой концерна. Этот бандаж представляет собой сверхпрочную синтетическую ленту, которая во время производства шины накручивается по спирали на брекерный слой по всей беговой площади. Отсутствие шва при этом положительно влияет на последующую балансировку колеса.
Многослойный протектор новинки выполнен из нового состава резиновой смеси, в который вошла силика нового поколения – Black Coral Silica. Ее молекулярные свойства придают резине лучшую однородность и эластичность, обеспечивая одновременно с этим устойчивость к истиранию. Боковины покрышки также получили инновационную резиновую смесь с дополнительным армирующим включением.
Только вообразите, что происходит с шиной во время наезда на яму или при столкновении с неровностями на дороге при большой скорости на полутора- или двухтонном автомобиле! Шина испытывает колоссальные нагрузки, и больше всего страдает при этом боковина колеса, где конструктивно не предусмотрен металлический корд. Такие «пробивы», как правило, заканчиваются повреждениями, приводящими к утилизации покрышки. Конечно же, есть умельцы, обещающие восстановление боковых повреждений, но ни один здравомыслящий владелец тяжелого внедорожника на такой шине ездить не станет – это небезопасно! Шину можно отремонтировать после прокола, вернув ей герметичность, но восстановить ее конструктивные элементы, тем более боковины, вне заводских условий нереально.
Получая несколько лет подряд отзывы от своих клиентов, инженеры Nokian выяснили, что повреждения боковин шины – наиболее характерная проблема для рынка стран СНГ, и обусловлены такие повреждения состоянием наших дорог. Чтобы увеличить прочность покрышки и обезопасить своих клиентов, инженеры разработали особый состав резиновой смеси для боковины колеса, в который, помимо традиционных компонентов, вошли так называемые арамидные волокна (аналог кевлара) – технология, пришедшая из оборонной и аэрокосмической промышленности. Эти волокна обеспечивают резине невероятную прочность, и именно такой состав использован в производстве шин Hakka Black SUV. Причем, в отличие от шин конкурентов, использующих подобное решение, арамид включен в резиносмесь, а не только нанесен на поверхность боковины на определенных участках.
А еще Порво интересен для наших соотечественников тем, что в нем снимался любимый для советских граждан фильм Леонида Гайдая «За спичками». Правда, в фильме город назывался Йоки
Специально для испытания характеристик прочности боковин в Nokian разработали и свою программу тестов, в рамках которой создавались различные дорожные ситуации, приводящие к повреждению шин. В ходе испытаний было доказано, что шины с арамидными волокнами сохраняют свою целостность там, где обычные шины получают фатальные повреждения.
Сами инженеры шинных компаний говорят, что производство современных шин – это баланс между характеристиками, регулировать которые позволяет использование определенных компонентов и материалов. Но именно рисунок и строение протектора шины определяют ее акустические и цепные характеристики.
Прочность шины особенно актуальна, когда речь заходит о тяжелых внедорожниках и скоростных кроссоверах
Протектор новинки получил асимметричный жесткий рисунок, обеспечивший низкое сопротивление качению, а значит, и экономию топлива. Благодаря массивным ребрам в центральной части и усиленным блокам в плечевых зонах, шина имеет хорошие сцепные характеристики на твердом покрытии и отточенную управляемость при маневрировании. И эти качества мы смогли оценить на спортивном полигоне, где положительно отметили поведение шин на сухом асфальте. Шины отлично справляются с боковыми перегрузками, возникающими при прохождении острых поворотов на большой скорости, хорошо оттормаживаются и отлично цепляются даже за грубый асфальт.
Можно много и долго спорить о том, какие шины лучше приобретать, но только после осознания того факта, что с дорогой автомобиль связывают всего четыре небольших резиновых пятнышка в месте соприкосновения шины с дорогой, становится понятно, зачем шинники тратят массу средств и сил на улучшение сцепных характеристик шины
В программе наших тестов были и заезды на искусственно орошаемой трассе, где предстояло оценить поведение шины на мокрой дороге. Для лучшего отведения влаги из пятна контакта шины с дорожным полотном внутренние стенки центральных канавок протектора имеют угол наклона, а их рифленое покрытие напоминает по фактуре мяч для гольфа (технология Silent Groove Design). Такое решение, по утверждению инженеров компании, позволяет значительно снизить вибрации и уменьшить дорожный шум. Кроме того, для лучшего отведения влаги часть канавок получила полированную поверхность. Стоит заметить, что немногие производители шин внедряют такую технологию в серийное производство по причине высоких затрат – после каждой наварки протектора с такими канавками матрица термопресса должна проходить полную очистку.
Сопротивляться эффекту аквапланирования помогают и специальные перьевые канавки, прорезанные по центральным ребрам от внутреннего «плеча» к внешнему. Их необычная геометрия и внутреннее строение позволяют максимально эффективно собирать влагу и отводить ее к боковым канавкам, которые в свою очередь, благодаря расширенным полостям, эффективно и быстро удаляют воду за пределы пятна контакта. Все эти решения позволили инженерам создать шину с небывало высокой устойчивостью к аквапланированию, и это не просто устные заявления, а результаты тестов и замеров с использованием высокоскоростной камеры.
Еще одним этапом практической части нашей презентации стали тесты по дорогам общественного пользования города Порво. Здесь повизжать шинами нам, конечно же, не удалось – жесткое ограничение скорости. А вот положительно оценить акустические характеристики и управляемость в условиях реальных дорог очень даже получилось. При этом под колесами тестовых автомобилей побывали разные дороги – от гладкого, свежеуложенного асфальта до «гребенки» и грубого дорожного полотна скоростных магистралей.
На боковине новинки традиционно для Nokian размещен информационный участок, где работники шиномонтажа могут ставить отметки о положении колеса на осях автомобиля и указывать рекомендованное давление. Имеется и специальный участок для владельцев легкосплавных дисков. Напомним, что, ввиду конструктивных особенностей таких дисков, при их монтаже требуется определенная степень затяжки болтов и обязательная повторная протяжка через определенный километраж пробега.
Кроме всего прочего, шина получила фирменный индикатор износа протектора (DSI), размещенный на центральном ребре, и, конечно же, фирменную «хакка-гарантию», согласно которой концерн обязуется в случае повреждения шины во время эксплуатации отремонтировать ее за свой счет, а если такой ремонт будет невозможен – обменять на новую.
Шина поступит в магазины казахстанских дилеров весной и будет доступна в 26 типоразмерах в диапазоне от 17 до 22 дюймов с индексом скорости от 240 до 300 км/ч.
Nokian Hakka Blue SUV
Это еще одна новинка семейства «Хакка», которая получила усиленную боковину с включением арамидных волокон и двойной стальной корд, дополненный нейлоновым бандажом. Напомним, что словом «Хакка» финны называют жесткие дорожные условия, и все шины этого семейства рассчитаны на применение в сложном климате и на плохих дорогах.
Hakka Blue SUV создавалась специально для сегмента легких кроссоверов и среднеразмерных внедорожников. Рисунок протектора шины проектировался с помощью компьютерных технологий и дорабатывался после многочисленных заводских тестов, включая тесты по обычным гражданским дорогам. Это позволило разработать уникальный протектор, снабженный всевозможными ламелями и канавками, сохранивший при этом низкое сопротивление качению. В центральной части протектора расположены три мощных ребра жесткости, позволяющие шине сохранять стабильную траекторию при движении на жестком дорожном полотне. Вместе с этим для лучшей управляемости и маневрирования по гравийным дорогам инженеры оставили плечевую зону протектора открытой, и разместили там дополнительные грунтозацепы. На дне центральных канавок расположены удалители камней, позволяющие лучше очищать протектор при езде по грязным и гравийным дорогам.
Для устойчивости к аквапланированию центральные канавки протектора имеют полированное дно, а их боковые стенки – покрытие Silent Groove. Рассеканию водяной пленки также способствуют канавки особой формы – Hydro Grooves, расположенные на центральных ребрах жесткости. Под воздействием центробежных сил они ускоряют поток воды к боковым канавкам, через которые влага легко и быстро удаляется из пятна контакта шины с дорожным полотном.
В состав резиновой смеси протектора Hakka Blue SUV включена силика нового поколения – Blue Coral Silica. Ее особый рецепт позволяет эксплуатировать покрышку как на раскаленном асфальте, так и при понижении температуры, вплоть до поздней осени. При этом такая резина имеет высокие показатели прочности, а значит, и устойчивости к повреждениям. Подобная смесь используется при производстве покрышек для специальной лесозаготовительной техники.
Эта шина тоже получила два информационных участка – индикатор износа, размещенный непосредственно на ребрах протектора, и информационный участок на боковине покрышки, где ставятся технические отметки относительно рекомендуемого давления и момента затяжки болтов.
Шина доступна в 30-и типоразмерах с индексом скорости «Т», «H» и «V» (190, 210 и 240 км/ч).
Nokian Nordman S SUV
Новинка концерна Nokian Tyres, нацеленная на нынешнее лето, представлена в среднем ценовом сегменте.
Конструкция шины позаимствована у шин Nokian из премиального сегмента. Она получила новую резиновую смесь, устойчивую к температурным перепадам и проколам, усиленный стальной брекер и нейлоновый бандаж.
Направленный ассиметричный рисунок протектора шины аналогичен рисунку шины Nokian Hakka SUV. В центральных канавках протектора размещены специальные выступы, способствующие самоочищению протектора во время движения. В плечевых зонах размещены дополнительные грунтозацепы, улучшающие управление на мягком грунте.
Шина доступна в 15-и типоразмерах от 16 до 18 дюймов с индексом скорости «Т» и «Н».
Nokian Hakka C2
В сегменте шин для коммерческого транспорта к будущему лету компания Nokian представила новую шину Hakka C2. Новинка ориентирована на легкие грузовики и микроавтобусы.
Каркас и резиновая смесь протектора новой шины оптимизированы под высокие нагрузки. В конструкции применен двойной брекерный пакет из эластичной стальной проволоки, скрепленный с другими элементами каркаса шины дополнительными резиновыми стрипсами. Такое решение позволяет надежно удерживать брекерный слой даже при экстремальных нагрузках, а также минимизирует внутреннее трение компонентов покрышки, что положительно сказывается на ее температурном балансе и, как следствие, на безопасности и сроке эксплуатации.
В месте посадки шины на обод боковина покрышки выполнена из особой резиновой смеси, позволяющей гасить возникающие при движении по грубому дорожному полотну вибрации и сохранять герметичность покрышки при ее повторном монтаже.
Протектор шины выполнен из новой резиновой смеси Aqua Grip C, которую инженеры компании оптимизировали для максимальной износостойкости, низкого сопротивления качению и эксплуатации в условиях сложного климата.
Рисунок протектора рассчитан на скоростное движение по мокрым дорогам и магистралям с грубым покрытием.
Шина доступна в 20 типоразмерах от 15 до 17 дюймов.
Текст: Дмитрий Саблин
Фотоматериал: Pitstop и Nokian
Больше фотографий
http://vk.com/pitstop_magazine?w=wall131646351_366%2Fall
Видео:
https://youtu.be/iydEPyVMEwM?list=PL01nprWS4RB4_F25oJ07vyHFW5WmHbzXz