Специалисты компании SKF уже более ста лет занимаются производством шарикоподшипников, которые являются основной деталью ступичного узла. Им как никому хорошо известна тенденция к упрощению обслуживания современного автомобиля, которая распространилась и на данный узел, претерпевший как революционные, так и эволюционные изменения.
Причем процесс продолжается. И не без участия инженеров компании SKF, недавно предложивших сразу три конструкционных варианта ступичного узла с интегрированным в него подшипником.
Модификация HBU 1 является в этом ряду базовой. В ней работает двухрядный подшипник, интегрированный в ступицу. Он смазан и загерметизирован. По задумке конструкторов этот узел может выдержать пробег в несколько сот тысяч километров. Однако действительность бывает далека от ожиданий, и резкие въезды на бордюры, в рытвины и колдобины дорог выводят деталь из строя значительно раньше, чем предполагалось. В этом случае инженеры компании рекомендуют при замене подшипника HBU 1 и запрессовке его в поворотный кулак прилагать усилие к наружному кольцу, а монтируя ступицу, использовать втулку подходящего размера для поддержания внутреннего кольца подшипника. Запрессовывая подшипник, усилия можно прилагать только по оси, иначе неизбежно повреждение уплотнения подшипника, что, в свою очередь, приведет к потере смазки и быстрому износу детали. Чтобы защитить вновь установленный подшипник от коррозии и повышенного трения, инженеры рекомендуют использовать специальную пасту. Она же упростит монтаж подшипника и не допустит его прикипания.
Кстати говоря, подшипники HBU 1 могут использоваться с активными датчиками вращения колеса. Такие подшипники имеют под уплотнением магнитное колесо, и его расположение путать нельзя. Чтобы не установить подшипник обратной стороной, нужно обратить внимание на то, где находится резиновое уплотнение. Оно располагается со стороны магнитного кольца, с противоположной стороны – уплотнение металлическое. Во избежание ошибок можно также использовать специальный тестер.
Ступичный узел HBU 2 и его версия HBU 2.1 являются разновидностями HBU 1, которые отличает от базовой версии отсутствие возможности снять их со ступицы. С одной стороны, это избавляет механика от хлопотной процедуры впрессовки, но с другой – требует применения специального инструмента, так как фланец ступицы препятствует доступу к наружному кольцу подшипника. И приложение усилий к ступице или подшипнику в этом случае чревато повреждением деталей.
На топовой позиции линейки располагается быстросменный ступичный узел HBU 3 с датчиком ABS. Этот подшипник используется в автомобилях самого последнего поколения. Здесь наружное кольцо совмещено с фланцем ступицы, которая крепится к поворотному кулаку. Сборка упрощена, все обходится не только без пресса, но и даже без съема поворотного кулака. Монтаж сводится к установке болтов на кулак и подключению датчика ABS.