Cеминар по ассортименту и конструкционным особенностям амортизаторов Bilstein состоялся в середине мая в Алматы. Занятие на базе учебного центра компании Phaeton DC провел приглашенный технический специалист Юрий Крыжановский.
Открывая семинар, ведущий познакомил аудиторию с актуальной линейкой амортизаторов Bilstein, рассказал об истории появления и развития компании. Далее были рассмотрены особенностей различных моделей демпфирующих устройств, представленных на рынке этим производителем.
В 1873 году Август Бильштайн основал компанию со штатом в 60 сотрудников. В 1954 году началось производство первых газонаполненных амортизаторов. А уже через два года завод компании Bilstein начал OEM-поставки амортизаторов для концерна Mercedes-Benz.
В 1961 году Bilstein открыл веху участия в автоспорте. В 1990 году специалистами компании были разработаны первые адаптивные амортизаторы и начата их поставка на конвейеры. В 1995–1996 годах состоялся запуск производственных мощностей компании в США и Румынии. Примерно в это же время были разработаны системы ADS и ACD, и к 1998 году начались их поставки на конвейер в качестве оригинальной комплектации. В 2004 году компания начала серийно производить системы DampTronic и DampMatic. В 2015 году был открыт завод компании в Шанхае.
Демонстрация на модели процесса кавитации, возникающего в амортизаторе
Сейчас компоненты подвески Bilstein работают в BMW i8, Mazda MX-5, VW Touareg, Land Rover, Mercedes C-class и S-class, Mini F56, Porsche 991. Подавляющий объем ОЕ-поставок – около 44% – направляется на конвейеры Daimler AG. Основной сегмент при этом – автомобили премиум-класса, спорткары и внедорожники.
Как известно, подвеска в автомобиле обеспечивает комфорт и безопасность. Причем безопасность осуществляется надежным сцеплением с дорожным покрытием, устойчивостью автомобиля в движении по прямой и в поворотах, а также уверенным управлением и торможением. В указанных процессах задействованы такие элементы, как сайлентблоки и рычаги, стабилизаторы, амортизатор, тяги стабилизаторов, пружина и верхняя опора амортизатора. Ключевую же роль здесь играет именно амортизатор, который сам является довольно сложным технологичным изделием. Назовем лишь набор шайб клапана, которые работают в амортизаторе: преднагруженная, байпасная, перекрывающая, пружинная, опорная или стопорная, а также тефлоновое кольцо.
Впрочем, современный рынок предлагает большое количество разнообразных конструкционных решений, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. В широко распространенной двухтрубной конструкции масляного амортизатора, например, слабым местом стала кавитация, снижающая демпфирование до 35%. Поэтому на смену ей пришли двухтрубные газонаполненные амортизаторы с давлением в 5–8 бар, а также однотрубные газонаполненные амортизаторы с давлением газа в 25–35 бар.
Образец амортизатора с настройкой демпфирования
Кстати, сколь разнообразны современные амортизаторы, столь же многочисленны и пружины, которые по своей форме делятся на цилиндрические, банановидные, конусные и мини-блоки. Специалисты Bilstein рекомендуют рассматривать амортизатор и пружину как одну сборочную единицу с согласованными рабочими характеристиками.
На семинаре мастера и менеджеры вкратце ознакомились с устройством и основными принципами работы различных современных амортизаторов. В этом контексте прозвучала и важная ремарка ведущего о том, что две трети рабочих усилий амортизатора идут на отбой и лишь треть – на сжатие. В организации этого процесса и в настройке параметров демпфирования сейчас активно участвует электроника. Пример тому – электронно-управляемые амортизаторы с системой DampTronic.
Одно- и двухтрубные амортизаторы с системой DampMatic обеспечивают хорошую управляемость автомобиля при сложном маневрировании и мягкое демпфирование на небольших амплитудах.
Еще одно передовое слово в демпфировании – пневмомодули Bilstein. Они предназначены для активной, полуактивной и пассивной подвески и позволяют регулировать как демпфирование, так и дорожный просвет автомобиля.
На семинаре была представлена популярная серия амортизаторов Bilstein B6. Это продукты с качествами, улучшенными по сравнению с оригиналом. Они имеют увеличенный ресурс и могут быть оборудованы регулировками отбоя и сжатия, которые можно настраивать непосредственно на автомобиле. В этой серии присутствует продукция для внедорожников и пикапов, обеспечивающая уменьшение кренов и неконтролируемых движений кузова.
Устройство амортизатора в разрезе
В линейке B8 был представлен амортизатор, устанавливаемый в паре с низкой спортивной пружиной. Эти амортизаторы имеют укороченный ход штока и предназначены для автомобилей, заниженных до 60 мм. Также в серии B8 присутствуют амортизаторы для завышения подвески внедорожников и пикапов.
Серия B12 Pro-Kit содержит набор из 4 укороченных амортизаторов B8 в комбинации с укороченными пружинами. Комплект предусматривает занижение автомобиля до 40 мм.
Амортизаторы серии B14 подразумевают многоуровневое регулирование дорожного просвета, резьбу с круглым профилем и особое покрытие корпуса.
Линейка B16 содержит продукты с 9–10 уровнями регулировки жесткости.
На семинаре были представлены и аксессуары, которые продлевают срок службы амортизаторов, защищая их от экстремального сжатия.
Прослушав семинарское занятие, собравшиеся не только получили ценную информацию прикладного значения, а также ответы на интересующие вопросы, но и в подробностях ознакомились с образцами продукции компании Bilstein, изучили рабочие модели амортизаторов.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал редакции и компании Bilstein