Специалисты, работающие в Штутгарте, считают обеспечение безопасности мотоциклистов одной из актуальнейших проблем. Они прикладывают немало усилий для ее решения, разрабатывая инновационные системы.
Что бы ни встретилось мотоциклисту в пути (влажные листья, гравий или разлитое на дороге масло), это чревато серьезной проблемой, когда колеса мотоцикла теряют сцепление с дорожным покрытием и пилот практически не имеет шансов остаться в седле. В идеале безопасность в такой ситуации могла бы обеспечить дополнительная внешняя боковая сила, компенсирующая наклон мотоцикла. Да только где ее взять, эту волшебную поддерживающую руку?
Инженеры Bosch в ходе исследовательских работ нашли такое техническое решение: обнаружение проскальзывания колес они возложили на датчик, который в угрожающей ситуации мгновенно запускает через направленное вниз сопло упругую струю газа, заряженного в специальную емкость. Так создается обратная тяга, противостоящая наклону и устраняющая падение. Никакого волшебства, но, возможно, оно и к лучшему…
Помимо этого специалисты Bosch предлагают оборудовать мотоциклы системой миниатюрных радаров, которые дадут пилоту точную навигацию, послужат целям обеспечения его безопасности и оказания помощи.
Нелишним представляется в мотоцикле и адаптивный круиз-контроль (ACC), который может содействовать длительному поддержанию корректной дистанции в плотном транспортном потоке. Над его совершенствованием инженеры Bosch трудятся также очень активно.
Разработали специалисты компании и систему предупреждения о столкновениях, которая во всем диапазоне скоростей звуком и визуальным сигналом предупреждает мотоциклиста об опасном приближении других участников движения, если пилот никак не реагирует на угрозу.
Система контроля слепых зон, предлагаемая Bosch, помогает мотоциклистам безопасно менять полосу движения посредством работы радиолокационного датчика. Когда система обнаруживает транспортное средство в слепой зоне, мотоциклист получает визуальный сигнал, который может находиться, например, на зеркале заднего вида.
С 1984 года инженеры Bosch совершенствуют мотоциклетную ABS, и они пришли к выводу, что данная система может предотвратить до четверти несчастных случаев с мотоциклистами. В некоторых странах присутствие ABS на мототранспорте уже стало обязательным, если объем двигателя превосходит 125 куб. см. На сегодняшний день Bosch предлагает уже десятое поколение системы для мотоцикла.
Еще один помощник Bosch для мотоциклиста – контроль устойчивости (MSC). Эту систему, по сути, можно описать кратко: всё в одном. Система не только контролирует угол наклона мотоцикла, но и корректирует его правильным соотношением торможения и ускорения. Это особенно актуально для мотоциклистов в момент совершения поворота, когда, по статистике, и случается большинство ошибок пилотирования. Немецкие инженеры решили проблему миниатюрным датчиком, который легко устанавливается и не боится вибраций.
Для обеспечения безаварийного движения инженеры Bosch активно прорабатывают тему коммуницирования автомобилей и мотоциклов между собой. Общаясь сигналами, передаваемыми с частотой до десятка в секунду, на расстоянии в несколько сотен метров, участники движения контролируют вокруг обширную зону, получая данные о типе автомобилей, их скорости и направлении следования. Это помогает водителям машин своевременно обнаруживать стремительно мчащихся мотоциклистов и корректировать траекторию движения.
И, наконец, еще одно средство безопасности – экстренный вызов. Понятно, что оно чаще всего необходимо, когда авария уже произошла, однако, если не всё фатально, многое может решить оперативность. Система eCall на основе интеллектуальных алгоритмов сбоя констатирует аварию и автоматически информирует соответствующие службы о типе транспортного средства и его положении. Интересно, что родственная система bCall автоматически информирует мастерскую о неисправности тормозной системы мотоцикла.
Несмотря на то что перечень систем и функций, которыми Bosch уже снабжает мотоциклистов, является довольно обширным, команда специалистов компании далека от того, чтобы почивать на лаврах. А потому вскоре мы обязательно увидим еще ряд передовых разработок для тех, кто в седле.