В прошлом номере журнала мы рассказывали о замене ремня ГРМ на одном из типов двигателя, в нижеследующей статье данная тема будет продолжена с демонстрацией на другом типе мотора. Из нее читатель узнает, как операцию рекомендуют производить специалисты ContiTech Power Transmission Group.
Для обеспечения бесперебойной работы двигателя и во избежание распространенных ошибок специалисты предоставили пошаговые инструкции и объяснение правильного порядка проведения процедуры замены.
Прежде всего вспомним о том, что автопроизводители рекомендует менять ремень ГРМ через каждые 120 000 км, кроме того, необходимо проверять натяжение и состояние ремня каждые 30 000 км.
Мультирежимный клиновой ремень следует менять одновременно с ремнем привода газораспределительного механизма. Поэтому механику важно воспринимать мультирежмный ремень частью более широко пакета замены, чтобы избежать последующих сбоев с ненужными расходами.
Рабочее время замены составляет около 4 часов. Для осуществления процедуры замены требуются следующие специальные инструменты: шестигранная головка, стопорный штифт топливного насоса, инструмент блокировки распределительного вала
В ходе подготовительной работы необходимо определить тип двигателя автомобиля, используя код. Имейте в виду, что выполнять проверки и регулировки можно только тогда, когда двигатель остыл.
Далее нужно отсоединить аккумулятор. Затем следует провернуть двигатель в направлении вращения на звездочку коленчатого вала. Избегайте попадания на ремень моторного масла или охлаждающей жидкости. Соблюдайте все моменты затяжки, указанные изготовителем транспортного средства.
Демонтаж производите в следующей очередности: поддон моторного отсека, крышка двигателя, вентилятор, верхний левый и правый зубчатые ремни, крышка клинового ремня, крепежная муфта, воздуховод турбонагнетателя и охладителя наддувочного воздуха, резервуар расширения охлаждающей жидкости и поликлиновидный ремень.
СНЯТИЕ РЕМНЯ ГРМ С БЕНЗОНАСОСА ПРОИЗВОДИТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ:
Фото 1 и 2
1. Отсечки клапанов устанавливаются на отметке TDC (Top Dead Center — верхняя мертвая точка). Затем коленчатый вал проворачивается до тех пор, пока не появится небольшое отверстие в демпфере вибрации топливного насоса. В него необходимо вставить стопорный штифт (фото 1, 2).
Фото 3 и 4
2. Снимается крышка маслоналивной горловины. Если правильно установлена TDC, то вы должны увидеть характерную отметку на распределительном валу (фото 3, 4).
Фото 5
Фото 1 и 2
3. В блок цилиндров справа непосредственно перед фланцевым соединением коробки передач над масляным поддоном закручивается стопорный инструмент (рис. 5 и 6).
Фото 7
Фото 8 и 9
4. С головки блока цилиндров слева снимается вакуумный насос. Для этого выкручиваются болты и насос поворачивается против часовой стрелки. При этом необходимо обозначить соответствующее положение деталей (фото 7, 8, 9).
Фото 10 и 11
5. С помощью отвертки осторожно снимается крышка распределительного вала с правой стороны (фото 10, 11). При этом можно не заботиться о повреждении уплотнения, так как его в любом случае необходимо будет заменить (ремкомплект ремня ГРМ ее содержит).
Фото 12 и 13
Фото 14
6. Вставьте фиксатор с обеих сторон головки цилиндров. Для того, чтобы фиксатор не потерялся, удобно использовать цепи с крючками (фото12, 13, 14). Нельзя использовать инструмент блокировки в качестве опоры и нагружать его!
7. Отсоедините демпфер вибрации от звездочки топливного насоса. Ни при каких обстоятельствах не ослабляйте центральную гайку топливного насоса, в противном случае его положение сместится! Если же вам пришлось откручивать гайку, или потребовалось отрегулировать положение насоса – никогда не затягивайте ее гайковертом – используйте только динамометрический ключ, соблюдая рекомендованный производителем момент затяжки.
Фото 15
8. Используя шестигранную головку, ослабьте гайку натяжения шкива впрыска топливного насоса (фото 15). Затем снимите ремень газораспределительного механизма с топливного насоса.
СНЯТИЕ РЕМНЯ С РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТСЯ ТАК:
1. Отвинтите восемь болтов демпфера вибрации коленчатого вала и снимите демпфер вибрации.
2. Снимите нижний защитный кожух ремня ГРМ.
4. Снимите шкив ремня вентилятора.
5. Отвинтите шесть болтов крышки ГРМ и снимите ее.
6. Ослабьте три болта на ведущей звездочке топливного насоса и снимите ее.
7. Снимите приводную звездочку.
Фото 16
8. Ослабьте оба центральных болта распределительного вала слева и справа (фото 16).
Фото 17
Фото 18
Фото 19
9. Ослабьте натяжной ролик приводного ремня производя вращение по часовой стрелке с помощью шестигранного ключа на 8 мм, пока ролик не будет задвинут так, что запорный инструмент можно будет вставить в гидравлический демпфер (фото 17, 18, 19). Гидравлический демпфер смазывается маслом и может быть задвинут плавным усилием. Он может работать только через натяжной ролик. Независимое отжатие струбциной или плоскогубцами может повредить гидравлический демпфер.
Фото 20
Фото 21
10. Извлеките крепление шкивов распределительных валов из конуса распредвала с помощью съемника (фото 20, 21).
Фото 22
11. Далее снимается левый шкив распределительного вала (фото 22).
12. Снимается ремень ГРМ.
УСТАНОВКА РЕМНЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ:
Фото 23
Фото 24
Фото 25
1. Сравните новые компоненты из комплекта ремня ГРМ со снятыми деталями. На натяжном шкиве ремня ГРМ проверьте, положение направляющей реверса (фото 23, 24, 25).
Фото 26
Фото 27
2. Установите ремень привода газораспределительного механизма, над левым шкивом коленчатого вала, а затем поместите ремень на правый шкив распределительного вала, на натяжной ролик, на насос охлаждающей жидкости и, наконец, наденьте его на левый шкив распределительного вала. Обратите внимание на то, как эта операция отражена на фото. 26, 27, 28. Следите за тем, чтобы во время установки ремень ГРМ не был перекручен.
3. Затяните оба болта распределительного вала.
Фото 28
4. Затягивайте натяжной шкив приводного ремня с помощью 8-миллиметрового шестигранного ключа, пока фиксирующий инструмент легко не снимется с гидравлического демпфера (фото 18).
Фото 29
5. Ремень затягивают, применяя крутящий момент 15 Нм против часовой стрелки (фото 29). Это предписание распространяется и на гидравлический демпфер.
6. Затяните шкивы распределительных валов до 75 Нм.
Фото 30
7. Установите новый натяжной ролик ремня газораспределительного механизма топливного насоса и убедитесь, что не забыли затянуть крепление на центральной крышке (фото 30).
Фото 31
8. Установите центральную крышку ГРМ (рис.31), соблюдая следующие моменты затяжки: (1) 45 Нм; (2) 10 Нм; (3) 22 Нм; (4) 10 Нм.
9. Установите нижний защитный кожух ремня, демпфер вибрации коленчатого вала (22 Нм) и шкив ремня вентилятора.
УСТАНОВКУ РЕМНЯ ПРИВОДА БЕНЗОНАСОСА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ТАК:
1. Установите ведущую звездочку топливного насоса на звездочку распределительного вала в центре прорезей так, чтобы она могла свободно двигаться.
2. Установите ремень ГРМ на топливный насос.
Фото 32
3. Натяжение ремня производится шестигранным ключом через стопор (фото 32) против часовой стрелки пока метки (указатели) не будут выровнены (фото 33). Затяните гайку крепления натяжного ролика с усилием 36 Нм.
4. Затяните три болта ведущего шкива топливного насоса на звездочке распределительного вала до 22 Нм.
5. Снимите инструмент фиксации коленчатого вала, стопорный штифт с топливного насоса и запорный инструмент с распределительного вала.
6. Поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения двигателя и установите метки снова, как в пунктах 1-6 «снятия ремня газораспределительного механизма топливного насоса».
Фото 33
7. Проверьте регулировку натяжения ремня газораспределительного механизма топливного насоса. Маркировки (указатели) должны быть выровнены (фото 33).
8. Установите вал гасителя колебаний топливного насоса (22 Нм).
9. Установите крышку на головку блока цилиндров справа. Установите вакуумный насос (10 Нм).
10. Ввинтите резьбовую пробку в блок цилиндров (35 Нм).
11. Проверьте затяжку болтов.
12. Запишите изменение оригинального ремня на наклейке и приклейте ее в моторном отсеке.
В заключение проведенной замены рекомендуется выполнить на автомобиле тестовый заезд.
По материалам ContiTech Power Transmission Group.