Концерн ZF – изобретатель электрического стояночного тормоза (Electric Park Brake, EPB) – остается лидером рынка на протяжении более чем 15 лет. Востребованное изделие находит применение сразу в нескольких сегментах – от малогабаритных автомобилей до легкого коммерческого транспорта. Конструкция EPB ориентирована на ключевые концепции будущего: эффективность, безопасность и автоматизированное вождение.
ZF празднует производственный юбилей: концерн первым в мире изготовил 100-миллионный по счету электрический стояночный тормоз. В области данных технологий концерн традиционно занимает лидирующие позиции: более 15 лет назад на рынок был выпущен инновационный тормозной суппорт, дополненный электрическим исполнительным механизмом (система motor-on-caliper). Таким образом, EPB можно считать очень ранним примером тех интеллектуальных механических систем, с помощью которых ZF создает автомобили будущего.
«100 миллионов электрических стояночных тормозов – грандиозный успех для такой инновации. Разработанный и впервые изготовленный в немецком Кобленце тормоз EPB сходит сегодня с конвейеров производственных предприятий ZF в Китае, Европе, Северной и Южной Америке, а с недавнего времени и в Индии. Сейчас технология используется во множестве транспортных средств и покрывает практически все сегменты: от малогабаритных автомобилей до внедорожников, пикапов и легких коммерческих автомобилей, – рассказывает Манфред Майер, старший вице-президент департамента разработки тормозных систем ZF. – Это наглядно иллюстрирует тот факт, что нашим инженерам удалось разработать стояночный тормоз, отвечающий требованиям к автомобилям будущего, еще в начале 2000-х годов, когда мы уже были лидерами рынка рабочих тормозов».
EPB позволяет отказаться от обычного тросового стояночного тормоза и рычага ручного тормоза в салоне. Их функции берет на себя исполнительный механизм, оснащенный электромотором и электронным управлением и приводимый в действие простым нажатием кнопки. Он встроен в суппорты гидравлических дисковых тормозов, то есть в рабочую тормозную систему. За счет этого появилась возможность отказаться от лишних деталей, уменьшить массу и в конечном итоге снизить расход топлива.
Электрификация некогда чисто механических компонентов позволяет объединить тормоз EPB ZF с другими системами транспортного средства и таким образом реализовать прогрессивные функции безопасности и помощи водителю. Так, экстренное торможение всеми четырьмя колесами, включая функцию антиблокировки, выполняется простым нажатием на кнопку. Стандартный стояночный тормоз, напротив, действует лишь через заднюю ось и не имеет электронного управления. Таким образом, EPB не только выполняет функцию стояночного тормоза, но и является полностью интегрированной частью тормозной системы автомобиля. Кроме того, EPB – это важный шаг в направлении так называемых систем brake-by-wire, которые работают без механической связи с педалью.
Сейчас ZF предлагает многочисленные варианты электрического стояночного тормоза: помимо стандартного EPB доступен интегрированный электрический стояночный тормоз (EPBi). В сочетании с электронной системой поддержания курсовой устойчивости он не требует отдельного блока управления. Имеется и версия EPB для передней оси, что делает эту технологию доступной и для малогабаритных автомобилей.
«Прогрессивные тормозные системы играют важную роль в достижении нашей цели – форсировать развитие как автоматизированного вождения, так и комплексной безопасности. Электрифицируя некогда чисто механические компоненты и наделяя их «разумом» с помощью электронных блоков управления, нам удается оптимально интегрировать их в другие наши системы, например в систему поддержания курсовой устойчивости (ESC). Это, в свою очередь, повышает не только безопасность движения, но и комфорт. Именно поэтому мы стремимся сделать электрический стояночный тормоз еще более широко доступным», – поясняет Майер.