В поездку на знаменитую гоночную трассу «Формулы-1» «Хунгароринг» (Венгерское кольцо) я собирался с особым настроением, во-первых, потому, что бывать в Будапеште мне еще не доводилось. А еще потому, что именно здесь успешно выступил семикратный чемпион Казахстана по автоспорту Александр Артемьев, с которым мы не так давно обсуждали его венгерскую гонку в редакции журнала.
Там, на Венгерском кольце, в городе Модьород, неподалеку от Будапешта, гонял великий Айртон Сенна, прозванный журналистами волшебником, а также такие звезды автоспорта, как Михаэль Шумахер, которому принадлежит рекорд круга, Нельсон Пике, Ален Прост, Найджел Мэнселл, Дженсон Баттон, Мика Хаккинен, Дэвид Култхард, Рубенс Баррикелло и Льюис Хэмилтон, который одержал здесь 5 побед в Гран-при…
Благодаря приглашению компании «Газпромнефть – смазочные материалы» мне в компании коллег из Беларуси, Греции, Грузии и России предстояло не только увидеть заезды гоночных болидов Formula Renault 2.0 в состязании на Кубок G-Energy, но и понаблюдать работу мобильной лаборатории, исследующей пробы масла G-Energy Racing 15W-50, которое планировалось эксплуатировать в этих спортивных автомобилях.
Из Будапешта к комплексу Hungaroring международную команду журналистов и фотокорреспондентов вез комфортабельный микроавтобус, из окон которого было так приятно видеть уютные пригороды венгерской столицы, обустроенные дачными домиками примерно одинаковой величины, с зелеными лужайками, невысокими оградами, с золотой и алой листвой на деревьях. Будапештская осень так напоминает алматинскую…
Умиротворенное настроение, охватившее нас по пути к гоночной трассе, быстро сменилось на азарт и волнение, как только нас приняло в свои широкие объятия Венгерское кольцо. Это целый комплекс, включающий в себя многое – от автомобильных тренажеров с виртуальной реальностью, трасс для картинга и квадроциклов до формульной петли. Кстати говоря, довольно короткой, всего 4,381 км. Короче нее только городская формульная трасса в Монте-Карло.
К моменту нашего прибытия отовсюду уже слышался рев двигателей – с одной стороны венгерские автолюбители упражнялись в парном вождении, сидя спиной друг к другу в старенькой машине с двумя рулями. Стараясь действовать как можно более согласованно, они разворачивали колеса на передней и задней оси и таким образом пытались как можно ближе зайти в поворот и выйти из него без столкновений с препятствиями. У некоторых пар получалось! По другую сторону на большом треке прогревали двигатели и резину полноценные гоночные спорткары, а впереди прыгали по горкам квадроциклисты разных возрастов – девчонки и мальчишки, а также их родители. И даже дедушки с бабушками. Не увидели мы здесь разве что мотоциклистов, которых в Будапеште более чем достаточно, зато самолеты над нами расчерчивали небо полосами в разных направлениях. Но их было не слышно.
В погоню за эффектными снимками мы энергично отправились вдоль петляющей трассы, но вскоре каждый присмотрел себе место по душе – кто на резком изгибе, а кто на прямой, и стали ждать старта. Слышно его было издалека, а визуально начало гонки обозначили еще и напуганные ревом моторов птицы, спешно взмывшие в небо.
К сожалению, рева трибун, эмоций и поддержки зрителей гонщики не получили. Избалован здешний поклонник автоспорта громкими именами и титулами, соревнованиями, которые зачастую превращаются в полномасштабные красочные шоу с развлекательной программой, конкурсами, торговлей вкусностями и автосувенирами.
Однако у нас, как и у организаторов этого соревнования, цель была другая. Состояла она в изучении качеств масла G-Energy. Насколько хорошо оно перенесет такое испытание, как формульная гонка? Это предстояло узнать в гараже G-Energy Team.
Излишне, наверное, говорить о том, насколько быстрее движется спортивный болид, чем не очень спортивный журналист. Когда мы добрели по согретой солнцем трассе к гаражу, машины уже были установлены на стапели и даже успели остыть. Довольные гонщики сбросили свои «доспехи», а у машин, с которых сняли задние панели корпуса, колдовали хмурые немногословные механики в нарядных белых рубашках.
Специалист отдела испытаний «Газпромнефть – СМ» Александр Волков производил забор проб масла после тренировочных и соревновательных заездов. Внешне эта процедура мало чем отличалась от забора крови в медицинской лаборатории – настолько много здесь было специальных емкостей, пробирок и трубочек. Лаборатория имеет автономный источник электропитания в виде встроенного аккумулятора, весь комплект оборудования умещается в небольшом кофре.
Анализ начинается с калибровки приборов – инфракрасного Fluid Scan, а затем и рентгенографического xSort. Для этого в помещении производится забор воздуха, определяется влажность, иначе в измерениях могут возникнуть погрешности. Затем в сканеры помещается свежее масло, компьютер фиксирует его параметры как эталон.
После забора масла из картеров болидов оно также последовательно помещается в два компактных спектрометра. В первом исследуются изменения образца по сравнению с эталонным, свежим маслом, определяется щелочное число, коэффициент истощения присадок, наличие в масле охлаждающей жидкости, воды и сажи. Наличие изменений позволяет специалистам делать соответствующие выводы о моюще-диспергирующих и антиокислительных свойствах масла. Рентгенографический сканер призван выявлять в масле металл и внешние загрязнения, что свидетельствует об износе деталей мотора или дефектах в очистке воздуха.
В результате анализа проб масла G-Energy по итогам гонки специалистом был вынесен однозначный вердикт: «…продукт обеспечивает нормальную работу силового агрегата, сохраняет необходимые противоизносные свойства, сохраняет эксплуатационные физико-химические параметры, двигатель в надлежащем техническом состоянии». Как говорится, что и требовалось доказать. И вот еще один красноречивый нюанс – члены спортивной команды, тестировавшей масло G-Energy, используют его в повседневной жизни, в своих гражданских автомобилях. А лаборатория, работу которой мы наблюдали, обеспечивает контроль качества масла не только на гоночных трассах, но и на крупных автотранспортных предприятиях, в сельском хозяйстве и других сферах промышленной деятельности, где широко применяются машины.
Роман Зимовец, заместитель генерального директора компании «Газпромнефть – смазочные материалы» по маркетингу и стратегическому развитию, так прокомментировал состоявшееся мероприятие:
– Сегодняшние заезды на «Хунгароринге» – один из элементов совместного продвижения «Газпромнефть – СМ» с венгерскими спортсменами продуктов G-Energy на региональном рынке. Венгрия является для нас рынком номер один в Восточной Европе, эта страна очень удобна с точки зрения логистики.
Масла G-Energy продаются в 65 стран мира. Мы уже давно и системно присутствуем в Италии, там у компании есть производство. А в Венгрии у нас работает надежный дистрибьютор, который за 2 года достиг заметных успехов в продвижении бренда, мы широко представлены в розничной сети станций техобслуживания и на заправках. Есть значимые достижения и в реализации индустриальных продуктов. Сейчас в Венгрии G-Energy удерживает около 2% рынка.
На «Хунгароринге» в день гонок присутствовали контрагенты и потенциальные клиенты G-Energy, с которыми представители компании провели ряд встреч и заключили соглашения о сотрудничестве. Наши потенциальные и состоявшиеся партнеры своими глазами видели, как масло заливается в болиды, как оно тестируется после заездов, все это вызывает гораздо большее доверие, чем просто покупка в магазине.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о том масле, которое сегодня работало в двигателях спортивных машин.
– Это специальные масла G-Energy Racing. Линейка была создана в 2014 году в сотрудничестве с «МАЗ-СПОРТавто» и G-Energy Team. Сейчас линейка расширяется, новинки тестируются и обкатываются.
Корр.: Кого в Венгрии вы считаете основным конкурентом?
– Безусловно, это местный производитель с очень популярным в стране брендом MOL, присутствуют здесь и польские производители. Но мы ведем активное продвижение наших продуктов, в ноябре здесь в точках розничных продаж стартует акция, предусматривающая вручение покупателям масел G-Energy различных призов, главным из которых будет автомобиль.
Корр.: Но ваше главное преимущество – это…
– Качество, ассортимент, инженерно-технический сервис и, конечно, цена. Рынок смазочных материалов довольно консервативен, поэтому активным движением можно добиться значимых преимуществ.
Корр.: В Казахстане продукты G-Energy появились в связке со станциями техобслуживания G-Energy service. Эта практика актуальна и для выхода на рынок Венгрии?
– Да, такой сервис для легковых автомобилей у нас здесь уже есть. Большая станция, открывшаяся в прошлом году, расположена в пригороде Будапешта. Кстати говоря, именно на ней мы впервые встретили венгерские гоночные автомобили, которые заправлялись нашими маслами. С этого началось сотрудничество с местными спортсменами.
Корр.: Пользуясь случаем, хотелось бы узнать, насколько успешны дела у G-Energy в Казахстане?
– Мы довольны работой в Казахстане, дела там идут неплохо за счет близости нашего производства в Омске, стало быть, логистика проста. Сейчас мы несколько изменили маркетинговую политику. Если до недавнего времени в продажах доминировали простые продукты и наливные объемы в цистернах, то сейчас это развитие фасованной премиальной продукции. Думаю, что в следующем году на рынке Казахстана мы вырастем более чем на 20% по сравнению с нынешним. Страна является для нас точкой входа на регион Центральной Азии и Монголии.
Корр.: Каких новых шагов нам стоит ждать от бренда в Казахстане в ближайшем будущем?
– Вскоре в Караганде планируется открытие центра технических компетенций G-Energy. Центр будет иметь самое современное диагностическое оборудование, макеты, в нем будет шоу-рум, выставка продукции.
По возвращении в Будапешт команда журналистов посетила исторические памятники города и побывала в здании венгерского парламента. Конечно же, мы не могли не обратить внимание, на каких машинах передвигаются будапештцы. Автомобили здесь разные, много видавших виды BMW, Volkswagen, Mercedes. Однако крупные внедорожники встречаются редко, что и понятно – парковаться и даже ездить на них по узким улочкам Будапешта крайне неудобно. Встречали мы здесь и старенькие «жигули». Много мотоциклистов, велосипедистов, а на площадях и в парках уже вовсю катаются электробайки на широких колесах, с рулями, как у знаменитых чопперов.
В общем, поездка получилась очень интересной, поучительной, насыщенной и информативной. Маленькая, но такая «умная» лаборатория, которая может узнать о масле все, просто поразила. Конечно, обычному автолюбителю она не нужна, ему достаточно приобретать масло не где попало да не забывать о плановом техобслуживании автомобиля. А для спортсменов или крупных индустриальных предприятий такое оборудование стало бы просто незаменимым.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал автора и www.formula.hu