В Алматы на базе учебного центра компании PhaetonDC в январе прошел технический семинар по теме «Свечи зажигания – рекламации, особенности подбора, демонтажа, установки и обслуживания». Занятие для специалистов автосервиса провел технический специалист компании NGK Илья Мигушин (Москва, РФ).
Семинар был открыт ознакомительным обзором продуктов, присутствующих на современном рынке стран Таможенного союза. Затем ведущий перешел к вопросу претензий пользователей к свечам зажигания, заметив, что, как показывает практика, на 99% рекламации по свечам зажигания к качеству свечей никакого отношения не имеют. Необходимо вовремя и квалифицированно объяснить клиенту автосервиса, в чем причина неудовлетворительной работы свечи зажигания, подчеркнул Илья Мигушин, так как именно на мастера автолюбитель и производитель свечей возлагают надежды в правильном подборе и установке этой запчасти.
Собравшиеся имели возможность посмотреть презентационное видео компании, из которого узнали, что NGKпроизводит широкий ассортимент свечей для разнообразной техники – от автомобилей до бензопил. Компания является самым крупным в мире производителем свечей зажигания. Ежегодно ею производится более 700 млн штук, а полная загрузка мощностей позволяет производить до миллиарда свечей в год.
Компания много внимания уделяет образованию сотрудников и возможности пользователей прояснить интересующие их вопросы. В частности, и на сайте компании любой желающий может задать их специалистам. При этом нужно не забывать указывать тип двигателя и марку автомобиля. Осенью прошлого года в NGKзапустили техническую платформу TEKNIWIKI с возможностью пройти обучение по продуктам, скачать каталоги, узнать новости о выходе новых продуктов и посмотреть видео, в том числе по узкоспециализированной тематике.
Компания представляет два бренда. Аббревиатура NGK расшифровывается и переводится как «японская компания изоляторов». Она начала свою деятельность еще в начале XIX века и выпускала все, что было связано с керамикой – сначала посуду и сантехнику, а позже стала специализироваться на изоляторах для линий электропередачи.
В 1936 году из общей структуры выделилось подразделение NGKSparkPlugs, которое стало специализироваться на выпуске свечей зажигания. Второй проект, который сейчас активно развивается и которому уделяется большое внимание, – это бренд NTK. Аббревиатура означает «японская компания технической керамики». Она выпускает не только свечи, но и разнообразные датчики, а также электронные продукты.
Компания работает не только в авто- и мотосегменте, но и в таких сферах, как медицинское протезирование, компоненты компьютерных процессоров, беспроводной связи и космической техники. 43 подразделения NGK/NTKрасположены по всему миру, в том числе 24 завода, 12 из которых выпускают свечи зажигания. Непосредственно в Японии работает 4 завода, самый большой из которых – в городе Кагошима, мощность предприятия позволяет выпускать 1 млн 200 тыс. свечей ежедневно. Помимо этого есть заводы в Англии, Америке, Бразилии, Южной Африке, Индии, во Франции, в Южной Корее и Китае. NGK/NTK не торгует готовой продукцией со склада. Все построено только на заводских заказах, этим объясняется и логистика размещения производственных центров, которые планируют производство по запросу автозаводов и центров складирования.
На рынок Таможенного союза свечи поставляются исключительно с центрального европейского склада в Германии. Продукция эта может быть произведена только в трех странах – в основной массе в Японии, около 45 наиболее востребованных, тиражных артикулов – во Франции, и пару артикулов для старых марок Ford(Sierra,Scorpio) производят в Бразилии. Доля поставок NGK на мировые конвейеры авто- и мотопроизводителей составляет около 47%. Компания является эксклюзивным поставщиком свечей накаливания для производственной линии дизельных автомобилей Mercedes-Benz. Секрет – в обладании технологией изготовления высокотемпературных керамических свечей, которые нагреваются до 1000 градусов менее чем за секунду.
Высокие технологии, предлагаемые автопроизводителям, компания обкатывает на спортивных треках. Известно, что NGK является, в частности, многолетним партнером итальянской гоночной команды Scuderia Ferrari. Более того, компания является поставщиком свечей для двигателей болидов Ferrari и Mercedes в «Формуле-1». В чемпионате MotoGP все мотоциклы оборудованы свечами NGK. У компании есть и собственная команда, выступающая в кольцевых автогонках.
Молния внутри мотора
Искру, работающую в свече зажигания, можно сравнить с привычной атмосферной линейной молнией. Свеча имеет заземленный боковой электрод. Катушка относительно бокового электрода создает отрицательный потенциал. Здесь нет противоречия, что заземление на аккумуляторе – это минусовая клемма. Свеча работает не в вакууме, а в частично ионизированной среде. Положительно заряженные ионы устремляются к центральному электроду, бомбардируя его. А к боковому электроду устремляются электроны. Ионы наносят центральному электроду больший разрушительный ущерб, так как имеют больший по сравнению с электронами вес. Таким образом формируется разная степень износа электродов, что, в свою очередь, объясняет большее усиление центрального электрода.
Компоненты определяют действие
Наиболее распространенный вид контактных терминалов свечей зажигания бывает двух типов – с 4-миллиметровой резьбой либо с накручивающейся на нее или несъемной фигурной втулкой типа SAE. Стоит иметь в виду, что если при осмотре посадочного терминала вы не увидите сверху отверстия, то не нужно пытаться крутить терминал, иначе есть риск сломать место посадки провода на свечу.
На изоляторе свечи можно заметить ребра, которые предназначены для удлинения поверхности изолятора и пути заряда, если он стремится «стечь» на металлический корпус, в том случае, например, когда на свечу попадает влага. Однако такие ребра отсутствуют на свечах, наконечники свечных проводов к которым категорически исключают «влажный пробой».
Кстати говоря, на прохождение заряда по поверхности свечи чаще прочих жалуются владельцы автомобилей Ford. Это объясняется большим межэлектродным расстоянием на свечах для этой марки автомобилей и, соответственно, высоким сопротивлением. При попадании влаги на свечу заряду становится проще преодолеть расстояние с внешней стороны, чем внутри.
Причиной пробоя на корпус двигателя также могут быть изношенные свечные провода, в которых под воздействием паров бензина улетучились пластификаторы или иные составляющие изолятора. Еще один фактор риска – появление конденсата при значительном перепаде температур. Так или иначе, мастеру необходимо иметь в виду, что внешний пробой не является заводским браком изготовителя свечей.
Уплотнительное кольцо, находящееся выше резьбовой части, выполняет герметизирующие функции, не позволяя газам выходить наружу. Эта небольшая и с виду незамысловатая деталь имеет большое значение. При демонтаже недопустимо пускать бывшее в употреблении кольцо в оборот, используя его вторично, так как оно уже потеряло заводскую конфигурацию. Устанавливая же новую свечу, необходимо строго соблюдать затяжное усилие, чтобы не раздавить уплотнительное кольцо и не растянуть резьбу свечи, сместив зоны отвода тепла.
Существуют также свечи, на которых уплотнительного кольца нет. Это так называемые свечи с конической посадкой, которые, например, устанавливаются на 102-й или 103-й двигатель Mercedes в 124-м кузове.
Центральный электрод свечей зажигания изготавливается обычно из никелевого сплава, а внутри он содержит еще и медный сердечник. В иридиевых и платиновых свечах на центральный и боковой электроды напаивают мельчайшие контактные участки из этих металлов.
Разброс сопротивления свечи при номинале в 5 кОм может достигать от 3,5 до 6,5 кОм, это не должно настораживать, так как на работе двигателя такой разброс никак не сказывается.
Помехоподавляющий резистор гасит электрический «шум», не позволяя ему влиять на работу электронных систем и радиоприборов. Там, где применяются безрезисторные свечи, экранируются свечные провода.
Вместо свечей с 6-гранной головкой сейчас стали появляться свечи с 12-гранной головкой. Делается это вовсе не для того, чтобы СТО обзавелось новым ключом, а для того, чтобы было легче разместить внутри круглый цилиндрический изолятор наибольшего сечения.
Появляются свечи и с новым типом контактного терминала, предназначенные, например, для автомобилей AudiA5 и A6. Терминал здесь имеет небольшую высоту и сферическое углубление. Зато конструкторы увеличили высоту изолятора, свеча стала более устойчива к пробою. Это технологическое решение использовалось ранее лишь на автомобилях «Формулы-1», а теперь пришло и в обычные серийные машины.
Тепловые свойства и процессы
Для любого мотора инженерами рассчитывается тепловая нагрузка, в зависимости от нее рекомендуются горячие или холодные свечи. Чем же принципиально они отличаются друг от друга? Отличие заключается в строении изолятора, а именно в разном соотношении зоны нагрева и зоны отвода тепла. У холодной свечи нагреваемая конусная часть короткая, зато большая площадь, через которую тепло отводится. В результате свеча меньше нагревается, лучше отдает тепло. У свечи горячей все наоборот – площадь нагрева большая, площадь теплоотвода маленькая.
На американских автомобилях с их низкооборотистыми двигателями, например, ставятся горячие свечи с низким калильным числом. На турбированных же двигателях тепловые нагрузки несопоставимо выше, они доходят до 2,5 тыс. градусов и неизбежно распространяются на свечи, поэтому там самое место свечам холодным.
В том случае, если свечи перегреваются, воспламенение топливной смеси происходит не в расчетный момент проскакивания искры, а раньше, от раскаленных электродов. Это явление называется калильным зажиганием, и оно может привести к капитальному ремонту двигателя.
Следует знать, что холодная свеча более склонна к пропускам зажигания, чем горячая. Калильное же зажигание и неизбежно следующий за ним ремонт мотора могут спровоцировать неправильно подобранные свечи с несоответствующим двигателю калильным числом, фальсифицированные свечи, попадание моторного масла в цилиндры.
Нижняя граница температурного диапазона свечи носит название температуры самоочистки, так как она является минимально достаточной, чтобы могла сгорать сажа, которая является по существу токопроводящим углеродом. Если мастер обнаруживает нагар на свече, а следовательно, и пропуски зажигания, не стоит делать выводы о некачественной свече. Просто она не достигает необходимой температуры, иначе говоря, она слишком холодная для данного двигателя. Впрочем, проблема нагара может появиться и на грамотно подобранной свече, например, из-за поездок на короткие расстояния, эксплуатации двигателя на низких оборотах, из-за богатой смеси.
Свечной нагар можно счищать. Существует несколько разных способов: от самого варварского – очистки щеткой или абразивом до наиболее приемлемого и желательного – очистки пескоструйным аппаратом.
Линейки свечей зажигания
От пользователей нередко приходится слышать вопрос о том, зачем существует так много продуктовых линеек свечей зажигания. Делается это для возможности приобрести данную запчасть в наиболее подходящей расфасовке с наименьшим затруднением в выборе, когда свечи могут быть куплены и большими комплектами независимыми СТО у дилера, и в количестве нескольких штук в магазине самообслуживания.
В 1991 году небольшие магазины запчастей столкнулись с затруднением в выборе наиболее популярных типоразмеров свечей, и компанией NGK была запущена линейка V-LINE, которая на сегодняшний день включает более 40 артикулов свечей для наиболее популярных моделей автомобилей.
Линейка свечей зажигания под индексами G и GV содержит наиболее дорогие свечи, предназначенные для спортивных автомобилей, цена за одну свечу здесь может составлять 50 долларов и выше. Однако необходимо четко понимать, что установка гоночных свечей в серийный автомобиль спортивным его не сделает. Свечи это холодные, то есть предназначенные для наиболее эффективного теплоотвода. Если такую свечу поставить в серийную машину, на конусе изолятора начнет быстро образовываться и скапливаться сажа, что приведет к пропускам зажигания.
В чем отличие иридиевых и платиновых свечей в разного цвета упаковке – синей и серебристой? В серебристой упаковке находятся свечи для автомобилей, комплектующихся иридиевыми или платиновыми свечами на конвейере. В синей упаковке продаются иридиевые или платиновые свечи для автомобилей, в которых на конвейере были установлены никелевые свечи. Внешне традиционная никелевая и иридиевая свечи могут быть очень похожи, но разобраться поможет маркировка: если в названии присутствует индекс IX, это иридиевая свеча, если P – на центральном электроде присутствует платина.
Линейка LPG адресована двигателям, работающим на газе. Эти свечи значительно дороже «бензиновых», около 20 евро за штуку, и разрабатывались в свое время для Западной Европы. В Таможенном союзе объем продаж этого продукта пока оставляет желать много лучшего, соотношение таково: из 20 млн продаваемых свечей лишь 5 тыс. составляют «газовые». Это наиболее инновационные свечи, так как газовое топливо, сгорая, дает большую температуру, чем бензин, а значит, требуется более эффективный отвод тепла. Вторая особенность в том, что газовоздушную смесь сложнее воспламенить, в катушке зажигания требуется создать большее напряжение. Более того, так как автомобиль заводится на бензине, а потом продолжает работать на газе, необходимо чтобы свеча «умела» работать в нескольких тепловых режимах. Эта задача решается перекрытием нескольких калильных чисел – 5, 6 и 7, снижением контактного зазора до 0,8 мм и применением тонкого центрального иридиевого электрода.
В чем достоинство иридиевой свечи? Это очень тугоплавкий металл с температурой плавления свыше 2,5 тыс. градусов, а это значит, что и степень устойчивости такой свечи к износу выше, чем у традиционной никелевой. Понятно, что эффективное сгорание топлива обусловливает большую экономичность двигателей. Ресурс иридиевой свечи составляет около 100 тыс. км. Рабочие характеристики платиновой свечи чуть ниже, чем у иридиевой, у платиновой свечи несколько толще центральный электрод.
Можно ли ставить вместо иридиевых или платиновых свечей, установленных на заводе, более дешевые никелевые? В этом случае все достоинства иридиевых свечей очень быстро обратятся в недостатки никелевых – сократится ресурс свечи, ухудшится воспламенение, может выйти из строя катушка зажигания и так далее. Если мастер производит такую замену по требованию автовладельца, это необходимо подкрепить его подписью.
Интервалы замен свечей зажигания у разных автопроизводителей могут отличаться. Например, иридиевая свеча на Mercedes или Toyota должна заменяться через 100 тыс. км, а Honda рекомендует менять ее через 120 тыс. км.
Тенденция увеличения мощности моторов при уменьшении их размеров зримо сказывается и на свечах зажигания. Например, в литровом трехцилиндровом двигателе EcoBoost применяется свеча с длинной тонкой резьбой M12 для лучшего теплоотвода. Развитие турбированных моторов сопровождается и нарастанием калильного числа свечей.
Разумеется, артикулы той или иной линейки постоянно актуализируются, но качество продуктов, по заверению представителя компании, соответствует оригинальному.
Практика показывает…
Согласно утверждению ведущего семинара, на рынке Казахстана невозможно встретить легально и официально поставляемые свечи из Кореи. Также как невозможно встретить официально завозимые свечи NGK, произведенные в Китае, на заводе в Шанхае, так как выпускаемая там продукция производится исключительно для внутреннего рынка, на экспорт они не идут вообще. Тем не менее существуют, конечно, контрабандные и «серые» поставки, не только из Поднебесной, но и из Арабских Эмиратов.
На рынке под брендом NGK многим доводилось встречать маслосъемные колпачки, контактные группы, трамблеры и еще много чего. Но для дистрибьюторских заказов доступны на сегодня лишь свечи зажигания, свечи накаливания для дизельных двигателей, комплекты высоковольтных проводов и катушки зажигания. Под брендом NTK выпускаются кислородные датчики, температурные датчики выхлопных газов, расходомеры и датчики давления в коллекторе.
Как отличить «корейские» свечи? Они продаются в желтой упаковке (по 4 свечи в каждой) с диагональной красно-черной полосой. В европейской желтой упаковке находится 10 свечей. На свечи, произведенные в Корее, не распространяется действие дистрибьюторских сертификатов. Если свеча произведена в Японии, на ее корпусе будет выбито слово «Japan», если во Франции – «MaidinFrance». На свечи из Бразилии маркировка страны не наносится, но на упаковке надпись «Сделано в Бразилии» обязательно будет.
Как отметил ведущий, ему нередко задают вопрос, чем отличаются свечи для 8-клапанного и 16-клапанного двигателя с разной маркировкой – зеленой и синей. Зеленым цветом отмечают свечи с V-образной насечкой на центральном электроде, синей – стандартные, без насечки. Если свеча безрезисторная, маркировка будет черного цвета. Вне зависимости, есть ли на свече или упаковке эмблема автомобильной марки, стандарты качества едины для всей выпускаемой NGK продукции – как для той, которая идет на рынок запчастей, так и для оригинальной, с логотипами автопроизводителей.
Иногда спрашивают, чем объяснить разный цвет в двух различных упаковках высоковольтных проводов NGK – в одном провода синего цвета, в другом черного. Объяснение простое: в первом случае провода изготавливались на заводе в Японии, во втором – в Англии.
Внимание – контрафакт!
Рейд по авторынкам Алматы показал наличие в продаже огромного числа подделок брендовых свечей зажигания. В первую очередь контрафакт выдавал себя несоответствием маркировки фактическим параметрам товара – например, судя по маркировке, свеча должна быть трехэлектродная, а на самом деле обнаруживается только два. С 2016 года рынок наполнился поддельными свечами, в том числе «иридиевыми», продающимися через интернет-магазины, в упаковке, похожей на оригинальную упаковку компаний Nissan, Mazda, Honda, BMW.
Приобретатель должен насторожиться, если уплотнительное кольцо легко соскакивает со свечи; если металлическая часть свечи имеет желтоватый цвет, так как сейчас свечи изготавливаются из светлых сплавов; смещение боковых электродов относительно центрального; грамматические ошибки на упаковке или некачественное полиграфическое исполнение; если на свече, к примеру, написано «Japan», а на упаковке – «MaidinFrance»; если маркировка на свече легко стирается – на заводском продукте краска на изолятор наносится еще до обжига, поэтому стереть ее непросто.
Рекомендуется удостоверяться, что свеча не контрафактная, по номеру, выбитому на металлической части корпуса. Также стоит иметь в виду, что штрихкод на упаковке только косвенно может свидетельствовать о стране-производителе, так как компании, имеющие производство в разных странах, могут регистрировать код там, где им это делать удобнее.
Подбор свечей ведущих производителей сейчас, как правило, не представляет затруднений. Осуществить его можно на соответствующих сайтах по оригинальным номерам либо по кросс-листам. Помимо этого на многих специализированных сайтах присутствуют обучающие видеоматериалы и информация о новинках.
Словом, от настоящего мастера требуется одно – вдумчиво осуществлять подбор детали в соответствии со знаниями, полученными из заслуживающих доверия источников.
Текст: Андрей Сафонов,
Фотоматериал автора и компании NGK
На заметку:
На хитрый колодец есть ключ с финтом
Новые двигатели BMW имеют свечные колодцы изогнутой формы с отклонением от оси более чем на 5 градусов, и использование обычного свечного ключа приводит к поломке свечи или как минимум к трещине в ней. В данном случае при монтаже необходимо пользоваться только шарнирным ключом!
Свеча в короне – свита не волнуется
Коронарные пятна на рабочих свечах свидетельствуют о том, что свечной наконечник на проводе не полностью закрывает изолятор и на него осаждается взвесь, перманентно присутствующая под капотом. Микрочастицы масла могут создать картину, говорящую о каком-либо дефекте свечи, например о прорыве газов. Но на самом деле его нет, эффект имеет чисто поверхностный характер, никак не повреждая свечу. В этом легко убедиться, если распилить ее поперек в области коронарных пятен. Место спила откроет идеально белый изолятор.
Ущерб делится на два
Toyota выпускает некоторые двигатели, такие, например, как 7 А, на крышке которых есть обозначение с перечеркнутой одноэлектродной свечой и подчеркнутой двухэлектродной. В таких двигателях используется биполярная система зажигания, катушка в которой на одной свече создает потенциал относительно бокового электрода отрицательный, а на другой свече – положительный. Получается, что направление движения электронов на этих свечах разное. И если в такой двигатель установить одноэлектродную свечу, то обнаружится стремительное выгорание бокового электрода, при котором, конечно, не выдерживается обещанный производителем пробег в 60 тыс. км на иридиевых свечах. Двухэлектродная свеча распределяет контакт на два электрода, и срок службы свечи значительно продлевается.
Когда догорает свеча
Интервал замены стандартных никелевых свечей с условием эксплуатации без повышенных нагрузок – 20 тыс. км. Это не значит, что на 21-й тысяче свеча перестанет работать, но искра станет менее интенсивной, и это приведет к увеличению расхода топлива. Иридиевые и платиновые свечи имеют интервал замены в 60 тыс. км. А если свеча имеет 2 или 3 электрода, ресурс пропорционально увеличивается.
А что о дизеле мы скажем?
В последнее время в дизельные автомобильные двигатели устанавливают очень тонкие свечи накаливания, которые при демонтаже легко ломаются, что приводит к необходимости снимать головку блока для извлечения обломка.
Для таких свечей производитель указывает не только монтажный момент затяжки, но и момент среза при демонтаже. Превышать это усилие, пытаясь снять деталь, нельзя.
В том случае, если выкрутить свечу с максимально допустимым усилием не получилось, в свечной колодец нужно залить немного синтетического моторного масла и эксплуатировать автомобиль в течение дней пяти, после чего демонтировать свечу на горячем моторе – разумеется, соблюдая необходимые меры предосторожности. После извлечения свечи рекомендуется вкрутить в посадочное место свечи ример (развертку) с силиконовой смазкой. Он счистит отложения с резьбы колодца, и, таким образом, новая свеча правильно настроится на должную температуру и сопротивление.