Автомобили в зимний период подвергаются большой нагрузке. Температурные перепады, соли и химикаты, используемые дорожными службами, вредят кузову и сокращают срок службы компонентов подвески и всего того, что находится под днищем автомобиля.
При понижении температуры в зимний период и частых холодных пусках, безусловно, страдает двигатель. Есть менее очевидный, но не менее важный узел, подвергающийся повышенному износу при минусе, это карданный вал. Его шарниры имеют в своей конструкции игольчатые подшипники и необходимую смазку, которая уменьшает трение при достижении рабочей температуры. До этого момента иголки и шипы крестовины при минусе работают с повышенным износом. Дополнительной нагрузке подвержена и эластичная муфта.
Как же можно уменьшить износ? Прежде всего прогревать мотор и не нагружать автомобиль после холодного старта чрезмерными маневрами и торможением. Необходимо дать всем механизмам, имеющим смазку, немного времени на прогрев.
Важный узел
Карданный вал является важным компонентом в автомобилях с задним и полным приводом. Он отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к колесам или между агрегатами трансмиссии. Главная его часть – это карданный шарнир.
Он назван так в честь итальянского математика, инженера и философа Джероламо Кардано, который в XVI веке описал концепцию универсального шарнира. Однако именно Роберт Гук, английский физик и изобретатель, в XVII веке усовершенствовал этот шарнир до того вида, который мы знаем сегодня. С течением лет конструкция и материалы значительно изменились, что привело к созданию более эффективных, долговечных карданных шарниров и валов, которые могут выдерживать более высокие нагрузки и работать в различных условиях.
Задача карданных шарниров на обоих концах вала – компенсировать изменения угла между ведущими и ведомыми компонентами, обеспечивая плавную передачу мощности. Такая особенность имеет решающее значение, когда необходимо компенсировать несоосность компонентов.
Из чего же состоит карданный вал?
Рассмотрим основные компоненты.
Карданные шарниры. Они играют главную роль (об этом говорит название узла), благодаря им вал может передавать крутящий момент под разными углами. Они обеспечивают необходимую гибкость в плане незначительной несоосности между соединяемыми компонентами.
Вал. Это основная часть карданного вала, обычно изготавливаемая из стали, алюминия или композитов для прочности и долговечности. Он передает крутящий момент между элементами трансмиссии.
Фланцы. Они соединяют вал с другими компонентами трансмиссии – упругими муфтами, КПП, задним редуктором и т. п.
Подвесной подшипник. В конструкции длинных валов этот подшипник обеспечивает дополнительную поддержку и устойчивость, предотвращая чрезмерный изгиб и вибрацию.
Упругая муфта. Поглощает ударные нагрузки, вибрации и предотвращает угловое смещение.
Балансировочные грузики. Необходимы для балансировки вала, сводя к минимуму вибрации и износ.
Пресс-масленки в некоторых конструкциях крестовин. Позволяют регулярно смазывать карданные шарниры, обеспечивая бесперебойную работу и долговечность.
Карданный вал довольно надежная деталь, но не вечная, и начиная с пробега 100 000 км начинают ломаться ее элементы и узлы – карданные шарниры, шлицевые соединения, подвесные подшипники, упругие муфты. Реже повреждаются сами карданные валы. Износ этих элементов приводит к увеличению зазоров и люфтов, что, в свою очередь, влечет за собой разбалансировку валов.
Признак появления дисбаланса – увеличенная вибрация, которая может возникать на различной скорости. Разбалансировка не только ускоряет разрушение карданного вала, но и приводит к понижению ресурса подшипников и уплотнений сопрягаемых узлов, например главной передачи или КПП.
Чаще и быстрее всего износ проявляется на крестовинах. Недостаточная смазка, попадание посторонних частиц, работа при движении с высокой скоростью и (или) большой нагрузкой приводят к повышенному износу крестовин. Встречается также износ, вызванный разностью твердости игл и стаканов крестовины, приводящей к «бринеллированию» – появлению вмятин от игл подшипника. Вмятины нарушают параллельность в деталях крестовины, приводят к вибрациям и разрушению узла, что, в свою очередь, может повлечь за собой полное разрушение карданной передачи. Разбитая крестовина, как правило, дает о себе знать характерным звуком (цоканьем) при трогании машины, а также при сбросе газа на автомобилях с механической трансмиссией.
Иногда автовладельцы игнорируют эти звуки, в результате чего износ карданных шарниров становится критическим. В таком случае существует два выхода: замена кардана новым или ремонт поврежденного.
При замене крестовин компания FEBEST настоятельно рекомендует придерживаться конструктивного выбора, уже сделанного производителем автомобиля. Необслуживаемые крестовины следует менять на аналогичные и так же поступать с обслуживаемыми. Ведь производитель закладывает в этот узел определенные характеристики и соответственно им выбирает конкретную конструкцию. В случае установки крестовин с тавотницами вместо необслуживаемых неизбежно изменится балансировка карданного вала, что вызовет проблемы. Если же необслуживаемые крестовины установить вместо обслуживаемых, то узел может выйти из строя раньше положенного.
Сегодняшний рост цен на оригинальные автозапчасти вынуждает автолюбителей искать альтернативу. И таким решением может стать предложенный компанией FEBEST ассортимент. В каталоге производителя представлено 78 артикулов крестовин карданного вала! В ассортименте присутствуют как обслуживаемые, так и необслуживаемые крестовины. Например, крестовина ASBZ-460 предназначена для ремонта карданных валов Mercedes – более 30 моделей (от седанов до джипов и коммерческого транспорта). С помощью крестовины AST-31 можно существенно сэкономить, отремонтировав кардан. Она подходит на многие модели Toyota, Daihatsu и все более актуальные Chery и Hover.
Стоит отметить, что значительное количество крестовин FEBEST вовсе не имеют аналогов у других независимых производителей автозапчастей. Это значит, что заменить далеко не всегда доступный в наши дни оригинал можно только при помощи FEBEST. Например, передняя крестовина карданного вала, соединяющего КПП и передний мост на Mitsubishi L-200. Более того, эта крестовина FEBEST выпускается для замены в полностью необслуживаемых карданных валах.
Другой немаловажный компонент – эластичная муфта карданного вала – представляет собой гибкий диск из плотной резины с элементами крепежа, который чаще всего соединяет выходной фланец КПП с передним фланцем карданного вала. Эластичная муфта поглощает вибрации от трансмиссии и нивелирует влияние зазоров в шестернях. Весь крутящий момент от двигателя через КПП передается сначала на эластичную муфту, затем на карданный вал, оси дифференциала и далее к колесам. Такая конструкция поглощает ударные нагрузки, шумы, вибрации и предотвращает угловое смещение.
Эластичные муфты постоянно испытывают большие динамические нагрузки, поэтому их состояние необходимо оценивать на каждом техническом обслуживании. При осмотре узла мастеру необходимо обращать внимание на повреждения, трещины и разрывы на муфте. Любые трещины или деформация указывают на то, что эластичная муфта неисправна и требует замены. Муфта для карданного вала изготовлена из резины, усиленной кордовым каркасом. Ведущие и реверсные пучки кордовых нитей имеют конструктивные отличия, поэтому очень важно соблюдать направления вращения муфты при установке.
Основными характеристиками муфты являются жесткость, достаточная для компенсации нагрузки, а также устойчивость к ударным нагрузкам для продолжительной работы в нелегких условиях.
В ассортименте FEBEST имеется 25 видов карданных упругих муфт, удовлетворяющих по своим характеристикам самые высокие требования автопроизводителей. Среди них есть ремонтные решения – муфты карданных валов для автомобилей, где автопроизводители предполагают менять только кардан в сборе. Например, VWDS-TIGF для более чем 30 моделей VAG-группы и SGDS-KORC для Hyundai Creta и Ssang-Yong Action.
FEBEST предоставляет широкий выбор крестовин и упругих муфт для ремонта карданных валов. Причем часто ремонтные решения компании являются единственными на нашем рынке. Компания предлагает большое количество решений, позволяющих поменять отдельно крестовину или упругую муфту, а не менять целиком дорогостоящий карданный вал. Подобрать нужную запчасть можно в электронном каталоге на сайте www.febest.de. С этого года в Казахстане FEBEST увеличил гарантию на детали трансмиссии и на весь основной ассортимент до 2 лет (или 60 000 км, в зависимости от того, что наступит раньше).
Публикуется на правах рекламы