Если автомобиль оказался на обслуживании или на ремонте в сервисе, опытный диагност вне зависимости от причины обращения никогда не обойдет вниманием тормозную систему. Излишним такое внимание не будет никогда.
Речь не идет об углубленном изучении всех компонентов тормозов с демонтажем. Но осмотреть тормозные колодки, диски и магистраль просто необходимо, ведь ничто так не обеспечивает безопасность движения, как возможность вовремя снизить скорость или остановиться. Кроме того, в современных автомобилях тормозная система тесно связана с функциями ABS и ESP. Корректная работа этих систем – дело важное.
Первым делом опытный диагност проверит тормозные колодки. Это расходный компонент, требующий замены в среднем через 40 тысяч км пробега. Вдвое больший ресурс по пробегу заложен в тормозные диски автомобиля. Стоит поинтересоваться у автовладельца, нет ли жалоб на торможение. Ухудшение в замедлении движения может быть вызвано разгерметизацией вакуумного усилителя тормозов или подклиниванием главного тормозного цилиндра. Эти компоненты тормозной системы необходимо менять на новые.
Горящий значок на приборной панели может свидетельствовать о низком уровне тормозной жидкости в бачке. Это также будет поводом обратить внимание на состояние тормозных колодок и дисков, послужит сигналом к проверке тормозной магистрали и шлангов. Через главный цилиндр, металлическую магистраль и тормозные шланги передается давление от педали тормоза на рабочие цилиндры, приводящие в действие тормозные колодки. В то время как магистраль, выполненная из металлических трубок, обычно пролегает в относительно безопасном месте – под днищем автомобиля, тормозные шланги проходят в подвижных частях подвески. Шланги подвергаются деформациям, вибрации, иногда испытывают ударные нагрузки.
Тормозные шланги постоянно находятся под давлением, обычно не превышающим 60 бар. Когда водитель притормаживает, давление в шлангах возрастает до 100 бар. При экстренном торможении давление увеличивается до 200–300 бар. В электрогидравлических системах (SBC) давление меняется менее резко, да и перепады в них более щадящие – от 70 до 180 бар.
Тормозные шланги обычно бывают двух видов: резиновые и армированные. В резиновом шланге скрыта магистраль, по которой течет тормозная жидкость. Поверх этой магистрали проходит стальная сетка, а сверху все укрыто тонкой резиновой оболочкой, защищающей шланг от воды, грязи и химических реагентов. Армированный тормозной шланг отличается от резинового тем, что его внутренняя часть, по которой движется тормозная жидкость, изготавливается из пластика. Армирующая стальная оболочка тоже может отличаться. На концах тормозных шлангов имеются резьбовые металлические штуцеры.
Существует мнение, что резиновые шланги грешат небольшой потерей тормозного усилия за счет несущественного увеличения в объеме. В армированных шлангах такого не наблюдается, да и служат они подольше. Тормозные шланги отличаются также по длине и диаметру, по предельно допустимому давлению. Есть среди них и такие, которые служат проставкой между металлическими тормозными трубками магистрали и гидромодулятором. В этом случае при монтаже шланги нельзя путать местами.
Мастеру необходимо помнить, что при монтаже нельзя смазывать места соединения тормозных шлангов с системой никакими смазками. Недопустимо также наносить на резьбу герметик. Всегда следует точно соблюдать рекомендованный автопроизводителем момент затяжки резьбовых соединений, исключая при монтаже перекос резьбы.
В регламенте обслуживания автомобиля автопроизводители обозначают периодичность замены тормозных шлангов. В среднем этот интервал составляет от трех до пяти лет. Периодичность замены следует сократить, если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях или принимает участие в автоспорте. В этих случаях рекомендуется ориентироваться на пробег от 50 до 70 тысяч километров.
Резюмируя, вновь напомним: тормозная система относится именно к тем системам автомобиля, которые необходимо обслуживать, не дожидаясь поломок. Каждый раз проявляя внимание к надежности тормозной системы, станция технического обслуживания заслужит репутацию серьезного сервиса, заботящегося о безопасности клиента. Автовладелец непременно отметит это и, возможно, станет обращаться к услугам только этого предприятия.
Фотоматериал производителя