23 декабря 2024
Персоналии | Хронограф

Электромобиль Porsche: опережая время

Почти 125 лет назад Фердинанд Порше принял участие в разработке электромобиля, который приводился в движение электромотором в ступице колеса. Технология тогда стала сенсацией. А спустя почти 70 лет проявила себя на Луне.

В апреле 1900 года новаторский электромобиль, основанный на системе Lohner-Porsche, был показан во Дворце электричества на Парижской выставке. Газета Berliner Zeitung тогда сообщила: «Эпохальное новшество автомобиля заключается в полном отказе от промежуточной передачи… путем интеграции электродвигателей системы Porsche в ступицы передних колес».

Это была премьера 24-летнего Фердинанда Порше в качестве автомобильного инженера. Электромобиль с моторами в ступицах колес он разработал для компании Jacob Lohner & Co., базирующейся в Вене. Проектная работа заняла у Порше десять недель. Каждый из двух электродвигателей выдавал 2,5 л. с., а максимальная скорость Lohner-Porsche составляла 32 километра в час. Тормоза, срабатывающие одновременно на всех четырех колесах, для 1900 года тоже стали важным достижением.

Фердинанд Порше сумел проявить технический талант, конструктивное творчество и стремление оптимизировать существующие решения. Совместно с Людвигом Лонером Фердинанд Порше разработал модульную систему электропривода и три типоразмера электродвигателей для легковых автомобилей, автобусов и тяжелых грузовиков. Запас хода этих транспортных средств со свинцовым аккумулятором составлял около 50 километров. В 1900 году Порше представил еще и гоночный автомобиль с четырьмя двигателями в ступицах колес. Каждый из моторов имел мощность 14 лошадиных сил. Конструктор окрестил автомобиль La Toujours Contente («Тот, кто всегда счастлив»). Это был первый в мире автомобиль с полным приводом.

На основе модульной системы Фердинанд Порше разработал первый в мире функциональный гибридный автомобиль Lohner-Porsche Semper Vivus («Всегда живой» лат.). Силовая установка в этой машине была газово-электрической. В автомобиле Mixte, оптимизированной версии Semper Vivus, произведенной в 1901 году, работал четырехцилиндровый двигатель с генератором, вырабатывающим электроэнергию. На основе конструкции Lohner-Porsche было построено и выпущено около 300 автомобилей. Сорок таких машин получила Венская пожарная станция, работали они также и в такси. В начале 1970-х годов технология была реализована в лунных багги НАСА. Луноходы миссий Apollo 15, 16 и 17 приводились в действие электрическими мотор-колесами.

Когда Людвига Лонера на Парижской выставке 1900 года спросили о том, кто таков его молодой коллега, он ответил так: «Это человек, у которого впереди очень большая карьера. Вы много услышите о нем в будущем. Его зовут Фердинанд Порше».

Фото Porsche

Похожие материалы

От мотоциклов L&K до автомобилей Skoda

admin

Электромобиль Porsche: опережая время

admin

Крис Бэнгл: разрушитель догм

admin

Оставить комментарий