(Обзор продаж официальных дилеров за Май 2014)
ИСТОРИЧЕСКИЙ МИНИМУМ РОСТА
Казахстанский автомобильный рынок впервые за период с 2009 года продемонстрировал падение количества продаж новых автомобилей. 13 тысяч – такова цифра за май. Это на 2,3% меньше, чем в мае прошлого года. По сравнению с апрелем этого года объем продаж упал на 7%. Причины – февральская девальвация, общая нестабильность мировых рынков, изъятие дистрибьюторами нескольких моделей вследствие несоответствия техническому регламенту. Тем не менее Казахстан все еще входит в первые 50 стран по уровню продаж новых автомобилей среди 149 стран (48-е место). Потенциал роста нашего рынка остается высоким, судя по размерам ВВП на душу населения.
Андрей Лаврентьев,
президент Ассоциации КазахстанскогоАвтоБизнеса.
ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО
Итоги продаж в мае – 12968 ед. Всего за период с начала года эта цифра составила 61860 ед.
Доля импорта среди проданных автомобилей с начала года равна 78,9%. Доля автомобилей отечественной сборки – 21,1%.
Среди стран-производителей автомобилей Россия занимает первое место – 34659 ед. с начала года, или 56,0% продаж.
Японские производители занимают третье место после казахстанского автопрома с 7,2% и количественным спадом на 1,58%.
Количество автомобилей, собранных в Узбекистане и реализованных в РК, пока не достигло уровня прошлого года: 2245 ед. против 4632 ед. – 51,53% падение по сравнению с АППГ. Доля присутствия составила 3,6%.
Продажи продукции из Объединенного Королевства незначительно упали в долевом отношении до 3,6% (в АППГ– 4,0%), а в количественном выросли на 0,55% (2198 ед. против 2186 за АППГ).
Автомобили, собранные в Корее, снизили свои продажи на 19,87% (1395 ед. против 1741 ед. за АППГ).
Турецкие производители продолжают поставки новых автомобилей в РК со значительным ростом уже на протяжении нескольких месяцев: 732 ед. против 29 за АППГ.
ПО БРЕНДАМ
В первой строке общей таблицы брендов по итогам января – мая текущего года удерживает позиции Lada с результатами продаж в 18408 ед. и долей 29,76% от всех продаж новых автомобилей в РК (против 19166 ед. и 35,31% за АППГ). Продажи снизились на 3,95%, а доля рынка – на 5,55%. Эти изменения связаны с прекращением выпуска некоторых моделей и планами модернизации линий на предприятиях концерна АвтоВАЗ.
На втором месте по результатам 5-ти месяцев сейчас находится бренд KIA: 6322 ед. против 4367 за АППГ, рост доли на 2,18% – до 10,22% в общей таблице брендов.
Бренд Hyundai – на 3-ем месте. Он поднял свои продажи на 29,89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (5198 ед. против 4002) и приобрел долю рынка в объеме 8,40%.
Бренд Chevrolet сегодня на 4-ом месте: 5180 ед. против 3650 за АППГ. Рост количества продаж составил 41,92%, а доля присутствия марки поднялась на 1,65%.
5-ое место занято брендом Toyota: 4466 ед. Доля рынка –7,22%.
Renault уверенно занимает 6-ю позицию по популярности в РК, увеличив объем продаж на 126,22% (3287 ед. против 1453). Его доля присутствия – 5,31%.
GAZ по объему продаж с начала года занял 7-е место (2976 ед. против 2590 ед. за АППГ). Количественный рост продаж составил 14,90%. Доля рынка – 4,81%.
На 8-ой строке таблицы брендов – Nissan. Рост количества продаж по сравнению с АППГ составил 1,50% (2431 ед. против 2395).
Ниже расположился бренд Uz-Daewoo: 2194 ед. против 4478 за АППГ. Доля рынка уменьшилась до 3,55% с 8,25%.
На 10-м месте сегодня UAZ c ростом в 10,47% и долей в 2,61% (1615 против 1462 ед. за АППГ).
Существенно выросли продажи MorrisGarages:101 ед. против 10 за АППГ. Продажи Volkswagen поднялись до132,46 % (1160 ед. против 499 ед.). Mercedes-Benz увеличил продажи на 105,21% (197 ед. против 96 ед.). На 27,93% выросли продажи Land Rover:142 ед. против 111 за АППГ.
Впервые в наших обзорах мы можем оценить динамику продаж тяжелой коммерческой техники: Volvo Trucks вырос на 211,11% (28 ед. против 9 за АППГ), Scania – на 113,79% (62 ед. против 29 ед.), Mercedes-Benz Trucks – на 128,57%, Renault Trucks – 20 ед. против 10. Автомобилей Iveco отечественной сборки было продано на 38,46% больше, чем за АППГ.
АВТОПРОМ РК
Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь – май 2014 года показали количественный рост на 14,17% по отношению к АППГ (13024 ед. против 11408). Доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 21,1%.
Драйвером роста остается сегмент легковых автомобилей, повышение продаж которого составило 11,67% по отношению к АППГ (6488 ед. против 5810).
В этом сегменте наибольший рост (53,29%) отмечен в классе B. Лидерами в данном ценовом диапазоне являются Chevrolet Aveo New – 976 ед. (первая строка в диапазоне цен 15 – 20 тыс. USD) и Skoda Rapid (тот же ценовой диапазон, вторая строка) – 639 ед.
В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки (10 – 15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку: 541 ед. за АППГ и 8,34% рынка отечественных легковых.
В диапазоне от 20 до 25 тыс. USD больше всего продано моделей Chevrolet Cruze: доля среди отечественных легковых – 20,55%, количественный рост продаж – 9,71%, 1333 ед. против 1215 за АППГ. Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки: более 41,46% по итогам с начала этого года.
В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia: 513 ед. против 519 за АППГ. Доля продаж составила 7,91% (против 8,93%).
В премиум-классе отечественного производства – 31 продажа с начала года: модели KIA Cadenza – 21 ед., SsangYong Chairman – 8 ед., KIA Quoris – 2 ед.
Доля внедорожников казахстанской сборки среди новых авто в январе – мае 2014 года составила 9,25% и 43,93% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за указанный период было реализовано 5721 ед. этой категории автомобилей (против 5077 за АППГ). Рост составил 12,68%.
Бюджетный внедорожник Lada 4×4 обеспечил долю в 12,61% (против 20,99% за АППГ) – падение доли присутствия на 8,38% по сравнению с АППГ (1642 ед. против 2394 ед.).
Рост продаж в категории отечественных внедорожников показали только три модели: KIA Sportage (1353 ед. против 368 ед.), KIA Sorento (574 ед. против 482 ед.) и Captiva (457 ед. против 446 ед.). Остальные продемонстрировали несущественный рост либо падение.
ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА
Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года составили 61,56% от всех новых автомобилей: 38079 ед. против 34667ед. за АППГ. Рост – на 9,84%.
Лидирует по количеству продаж по итогам 5-ти месяцев класс B с ростом на 21,36%. Среди всех моделей этого класса более всего прибавила к своей доле присутствия Lada Largus (2271 ед. против 361за АППГ). Можно отметить Lada Kalina –1485 ед. против 51 ед. и KIA Rio – 2674 ед. против 1359 ед. за АППГ.
На втором месте таблицы классов – класс C: 7951 ед. против 8122 за АППГ. Падение доли присутствия – на 2,1%. Здесь большая часть продаж приходится на Chevrolet Cruze:1333 ед. против 1215 ед. за АППГ. Рост продаж составил 9,71%.
В классе E (1063 ед. против 1431 за АППГ, спад на 25,72%) на первой строке таблицы Toyota Camry: 692 ед. против 1016 ед., спад на 31,89%.
В классе А отмечен большой спад: 689 ед. против 1727 ед. Здесь на первом месте Daewoo Matiz: 383 ед. против 1248 ед. за АППГ. Падение продаж – на 69,31%.
Рост продаж в классе D – на 12,61%. Это первый среди одноклассников Chevrolet Malibu. Продано 132 ед.
В классе F итоги продаж составили 116 ед. Выдающихся результатов добилась только одна модель – Mercedes-Benz S-class: 78 ед. с начала года против 3 за АППГ.
В сегменте внедорожников (17355 ед. против 14467, рост на 19,96%) по итогам с начала года более всего выросли продажи компактных SUV– на 44,69%.
Здесь по результатам пяти месяцев лидирует Renault Duster: всего 1920 ед. против 698 ед., рост – 175,07%. Можно отметить и стандартные SUV: 2716 ед. против 2004 ед. и количественный рост на 35,53%.
Отметим также успех Toyota LC Prado:1000 ед. против 584 ед. и Toyota Highlander: 309 ед. против 179 ед. за АППГ. Рост продаж увеличился более чем на 72,62%.
Информация предоставлена Ассоциацией Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ)
(Сокращения редакции)