18 октября 2024
Мастер-класс

Мосты больше не «пойдут гулять»

– новые сайлент-блоки тяг неразрезных мостов от FEBEST

У большинства автолюбителей термин «сайлент-блок» прочно ассоциируется с независимой подвеской, где задействованы многочисленные рычаги. Считается, что именно здесь резино-металлические шарниры применяются наиболее активно. А между тем сайлент-блоки широко используются и в автомобилях с зависимой подвеской и даже совместно со стремительно исчезающими сегодня неразрезными мостами. Где именно они расположены и почему за их состоянием нужно внимательно следить, поговорим сегодня.

Как сайлент-блоки стали лучшими друзьями пружин

В расцвет эпохи зависимой подвески практически безальтернативным упругим элементом были листовые рессоры. У них была масса преимуществ: простота и надежность, высокая грузоподъемность и, что не менее важно, возможность удерживать мост в правильном положении без дополнительной помощи. Действительно, рессора, жестко связанная с мостом стремянками, ограничивает движение последнего только заданным направлением − вверх-вниз. Выкатиться вперед или сместиться вбок мост на рессорах практически неспособен, по крайней мере при штатной эксплуатации легковой машины.

Все изменилось, когда на смену рессорам пришли более мягкие и энергоемкие пружины. Они обеспечивают мостам больший диапазон перемещений, что хорошо для бездорожья. Кроме того, они мягче и комфортнее, что прекрасно для пассажиров. Но вот проблема − удерживать мост от смещений по продольной и поперечной осям машины пружины сами по себе не в состоянии. Для фиксации моста инженерам пришлось ввести в конструкцию реактивные тяги. Продольные тяги удерживают мост от смещения вдоль продольной оси автомобиля и передают на кузов моменты разгона и торможения, а поперечная тяга, также известная как тяга Панара, предотвращает боковое смещение моста.

Именно здесь на сцену и выходят те самые сайлент-блоки. Шарнир, в котором внешняя и внутренняя обоймы прочно связаны невращающимся резиновым наполнителем, по сей день остается лучшим решением для того, чтобы обеспечить тяге или рычагу приемлемую степень свободы без скрипов и необходимости постоянной смазки. Так появление пружин в зависимой подвеске стало причиной использования там же и сайлент-блоков.

Исправные сайлент-блоки тяг − почему это важно

Зависимая подвеска часто воспринимается как что-то суперпрочное, простое, «кондовое», но в то же время не слишком точное в управлении. Это отчасти правда: сегодня неразрезные мосты стали практически эксклюзивным атрибутом внедорожников, и то довольно старой формации, от которых никто не ждет и не требует фантастической «рулежки». Однако в то же время никто не списывает эти машины со счетов, а некоторые модели и вовсе переживают поколение за поколением (Land Cruiser, Jimny, Pajero Sport − все это более чем актуальные машины), получают новые мощные двигатели и даже успешно уживаются в городском потоке. А это значит, что совсем не обращать внимание на управляемость мостовых машин крайне неверно. И состояние сайлент-блоков продольных и поперечных тяг в этом контексте играет отнюдь не последнюю роль.

В случае износа шарниров продольных тяг мост получает возможность перемещаться вдоль продольной оси автомобиля. Эти движения вперед-назад выдают себя стуком изношенных сайлент-блоков при торможении, разгоне и проезде неровностей. Чем больше паразитных движений совершает мост, тем выше нагрузка на шлицевые соединения карданного вала. В конструкциях, где используются двойные продольные рычаги, износ сайлент-блоков ведет еще и к изменению угла работы крестовин или ШРУС карданного вала, что может привести к их ускоренному износу.

Кроме того, сайлент-блоки продольных тяг склонны к неравномерному износу по сторонам машины. На практике это может привести к тому, что мост в движении начнет немного перекашивать на сторону сайлент-блока с поврежденным резиновым наполнителем. Неправильное положение моста приведет к тому, что машину станет тянуть на одну сторону, ухудшится управляемость, увеличится расход топлива, появится неравномерный износ покрышек.

К ухудшению управляемости приведет и износ сайлент-блоков поперечной тяги, тяги Панара. Мост получит возможность немного смещаться в поперечном направлении, машину начнет болтать по направлению, особенно при рулении на скорости. Также возможно развитие самопроизвольных колебаний, что может привести к самым плачевным последствиям. Проблема особенно актуальна для машин с передним неразрезным мостом, например для Jimny, Patrol или Land Cruiser 105. За состоянием сайлент-блоков передней тяги Панара на этих автомобилях стоит следить особенно тщательно.

На что менять? Попробуй сайлент-блоки FEBEST!

Осмотр внешнего вида сайлентблоков реактивных тяг − важный этап каждого ТО автомобиля с неразрезными мостами. Дожидаться внешних признаков износа − стуков, скрипов и ухудшения управляемости из-за болтающихся мостов − явно не стоит. Появились трещины на резиновой части шарнира? Можно предметно задуматься о замене сайлент-блока. Даже если автомобиль прошел подготовку к бездорожью и получил, как это водится, кастомную регулируемую тягу Панара, в ней все равно зачастую используются стоковые сайлент-блоки, за состоянием которых также необходимо следить. В случае продольных тяг стоит помимо состояния шарнира следить и за геометрией самой тяги: изгиб, нередкий для эксплуатации на жестком оффроуде, редко удается выправить с должной точностью, такую тягу проще заменить в сборе с новыми сайлент-блоками.

Резино-металлические шарниры, используемые в продольных и поперечных тягах машин с неразрезными мостами, в изобилии представлены в ассортименте FEBEST. Так, например, для уже упоминавшихся TLC105 и 100 доступны сайлент-блоки обеих тяг Панара, шарниры продольных реактивных тяг, а также сами тяги в сборе. Для заслуженного Nissan Patrol Y61, о крепости мостов которого ходят легенды, также доступны РМШ обеих поперечных тяг, причем двух видов, как и предусмотрено заводской конструкцией.

Последний на Patrol довольно часто выходит из строя и доставляет много проблем владельцам, с учетом того, что оригинальный плавающий сайлент-блок доступен только в сборе с тягой Панара.

Автомобили с неразрезными мостами отнюдь не теряют своей актуальности и наряду с новыми моделями по дорогам Казахстана продолжают колесить заслуженные Mitsubishi Delica и Pajero Sport, Kia Sportage, Ssangyong Rexton и Kyron… Для всех упомянутых (и не только) моделей в каталоге FEBEST найдутся сайлент-блоки тяг и рычагов, которые исключат паразитные перемещения моста и вернут в норму управляемость и комфорт в движении.

Публикуется на правах рекламы

Похожие материалы

Замена ремня в Ford Transit

admin

Стабилизатор − недооцененный компонент

admin

Мосты больше не «пойдут гулять»

admin