21 ноября 2024
Мастер-класс

Обгонная муфта шкива генератора

С приходом холодов в числе прочих электрокомпонентов автомобиля особую важность приобретает надлежащая работа генератора. В условиях пониженных температур все навесное оборудование мотора, приводимое в движение ременным приводом, испытывает дополнительные нагрузки. Именно поэтому при каждой диагностике мотора мастерам рекомендовано проверять состояние ремней, роликов и такой малозаметной, но не менее важной детали, как обгонная муфта шкива генератора, о которой специалисты FEBEST расскажут в нашей статье.

Современные моторы обладают сложной схемотехникой агрегатного ремня, связывающего шкив коленчатого вала со множеством элементов навесного оборудования и разного типа роликов, в числе которых может быть компрессор кондиционера, генератор, помпа, иногда и усилитель руля. С ростом электропотребления и мощности климатической установки требования к эффективности работы генератора также возросли. Ранее достаточный ампераж генератора был на уровне 55–90 ампер, теперь эта цифра возросла до 120 А. Зачастую встречаются моторы с силой тока генератора в 180 и 200 ампер. Для удовлетворения возросших потребностей электрические элементы генератора также увеличились в размерах и массе: ротор стал значительно больше (объемная обмотка возбуждения, массивные полюса) и, естественно, увеличилась его инерционная сила.

В процессе движения автомобиля скорость вращения мотора постоянно меняется – от малых оборотов до высоких, создаются крутильные колебания, которые посредством ременного привода передаются генератору. При резком снижении оборотов сила инерции раскрученного генератора стремится сорвать обмотку возбуждения вместе с полюсными половинками с вала ротора. Из истории ремонта генераторов известны факты поломки роторов NISSAN MURANO и 120-амперных Valeo на автомобилях VAG Group. Этот же раскрученный массивный ротор во время вращения пытается навязать свою скорость и другим шкивам, которые находятся в связке с агрегатным ремнем. В итоге противодействия шкива коленвала и шкива генератора страдают ремень и все навесное оборудование. Как следствие, возникают скрип, вибрации, износ и преждевременный выход деталей из строя.

У современных автомобильных конструкторов для борьбы с крутильными колебаниями разработан внушительный арсенал. И одним из действенных инструментов защиты генератора является шкив с обгонной муфтой.

Этот шкив накручивается на ротор генератора вместо обычного цельнометаллического шкива. Принцип работы обгонной муфты схож с принципом работы велосипедной каретки, где передача момента вращения передается между внешней и внутренней втулками только в одну сторону. Когда ремень крутится быстрее ротора генератора, обгонная муфта шкива остается замкнутой и ремень свободно раскручивает генератор. Когда ремень резко замедляется (например, при сбросе газа), а ротор генератора все еще сохраняет быстрое вращение, обгонная муфта переходит на свободный ход.

Роликовая обгонная муфта имеет сравнительно несложную конструкцию. Но для ее безупречной работы необходима исключительная точность изготовления элементов: роликов, обоймы и корпуса.

Но какой бы качественной ни была запчасть, она имеет свой ресурс, и у обгонной муфты генератора, в зависимости от условий эксплуатации, это от 50 до 150 тысяч км пробега. Ресурс может сократиться ввиду попадания внутрь влаги, пыли или технических жидкостей.

При износе детали или раннем ее выходе из строя есть два сценария: муфта либо начинает свободно вращаться в обе стороны, либо заклинивает относительно внутренней обоймы. В первом случае в электроцепи пропадает заряд – генератор перестает вращаться. Такой вариант, помимо визуального осмотра, можно диагностировать и по загоревшейся красной пиктограмме в виде аккумулятора на приборной панели.

Во втором случае, когда муфта заклинила, неисправность остается незаметной для глаз автовладельца. Пока муфта не выполняет свои функции, все связанные ременным приводом компоненты подвержены повышенному износу и риску раннего выхода из строя. Внешними признаками заклинившей муфты можно считать проскальзывание ремня, связанную с этим вибрацию, гул от роликов и шкивов.

Проверку обгонной муфты генератора необходимо проводить при каждом плановом обслуживании автомобиля. В том случае, если при проведении диагностики выявлено повреждение муфты, рекомендуется провести профилактику генератора. Такая процедура при необходимости может включать в себя замену подшипников и втулок, замену щеток. Если щетки имеют значительный износ, целесообразно менять их вместе с регулятором напряжения, оценив при этом и состояние контактной части коллектора, с которой они соприкасались. При необходимости, в целях экономии средств автовладельца, изношенные детали генератора можно заменить. Обновленный таким образом генератор прослужит еще многие годы.

Кроме профилактики генератора и замены неисправного шкива с обгонной муфтой стоит обратить внимание на состояние ремня и роликов. При необходимости замены детали лучше приобретать комплектом от одного производителя, например от компании FEBEST, в чьем ассортименте имеются отдельные запчасти ременного привода и комплекты для популярных на рынке Казахстана автомобилей.

Для замены шкива генератора, оснащенного обгонной муфтой, необходимо пользоваться специальным инструментом. Он, как правило, состоит из двух частей: фиксирующей головки и вставки для придания резьбовому соединению нужного момента затяжки, который контролируется с помощью динамометрического ключа. Рабочие поверхности этих составляющих имеют вариации.

Сами же шкивы, оснащенные муфтами, ввиду смены основных поставщиков на евразийском пространстве и удорожания логистики находятся в дефиците. В этой связи, особое внимание необходимо уделить выбору надежного бренда – производителя детали. Компания FEBEST в последние годы активно наращивает свое присутствие на рынке Казахстана. Расширяется ассортимент, вводятся новинки, которые часто являются единственным аналогом оригинала. Очень популярны сервисные решения FEBEST — замена отдельных элементов, вместо узла в сборе. Следует учитывать, что FEBEST имеет собственную научно-техническую базу, производит запчасти в соответствии с требованиями автопроизводителей и поэтому предлагает рынку качественную продукцию с фирменной гарантией.

В ассортименте предложенных запчастей имеются и шкивы генератора, в том числе с обгонной муфтой. Покупателям предложено 7 универсальных артикулов этой продукции, которые покрывают около 100 популярных моделей автомобилей.

Например, шкив с артикульным номером FTDS-DUC применяется в нескольких коммерческих автомобилях, таких как Citroen Jamper, FIAT Ducato, Ford Transit, Peugeot Boxer.

Шкив MDS-CW4W может применяться на таких автомобилях, как Mitsubushi Outlander, ASX, Delica, Lanser, а также для «французов», созданных на их основе: Citroen C-Crosser, Peugeot 4007 и Peugeot 4008.

Для популярного в Казахстане модельного ряда Nissan (X-Trail T30, T31, Primera, Murano, Altima, Teana и прочие) предлагается шкив NDS-J31. Для полноразмерных внедорожников и легкой коммерческой техники Nissan (Cabstar, Frontier, Navara, Pathfinder) в ассортименте FEBEST есть артикул NDS-Z51.

Шкив с обгонной муфтой TDS-ACV40 ставится на широкий модельный ряд Toyota. В этом ряду значатся модели Alrhard, Camry, Corolla, RAV4, Solara и Mark X.

Для американских марок автомобилей производитель предлагает артикул TDS-ZRE150. Этот шкив подойдет для таких моделей, как Dodge&Crysler Caravan, Voyager и Pacifica. Этот шкив также подходит для некоторых «американских» моделей Lexus и Toyota.

Предлагаемые шкивы, как и другая производимая компанией FEBEST продукция, официально поставляются в Республику Казахстан и доступны в полном объеме во всех регионах страны. Развитая дилерская сеть позволяет компании поставить необходимую деталь конечному СТО в короткий срок через своих дистрибьюторов. Это позволяет производить ремонт автомобиля с минимальными временными затратами на поиск запчасти и ее доставку.

Весь ассортимент запчастей FEBEST представлен в электронном каталоге на сайте www.febest.de

 

Фирменная гарантия на запчасти FEBEST составляет 2 года или 40 000 км (в зависимости от того, что наступит раньше).

Похожие материалы

Замена ремня в Ford Transit

admin

Стабилизатор − недооцененный компонент

admin

Мосты больше не «пойдут гулять»

admin