Тормозные диски, колодки, суппорты и тормозные цилиндры – четыре основные части каждой тормозной системы. Тем не менее они будут бесполезны без стержня всей системы – тормозной жидкости. Этим компонентом достаточно часто пренебрегают, осуществляя контроль в сокращенной форме, доливая некоторое количество вместо полноценной замены с частотой, рекомендованной производителем.
Существует несколько типов химического состава тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 на полигликолевой основе и DOT 5 на силиконовой. Наиболее часто в обычных транспортных средствах применяется жидкость типа DOT 4.
Для автомобилей с повышенной нагрузкой или эксплуатирующихся в странах с холодным климатом Brembo разработала улучшенный состав жидкости DOT 4 Low Viscosity (низкая вязкость).
Отдельно нужно сказать про жидкости пятого типа. Их существует два вида – DOT 5 и DOT 5.1. Несмотря на то что они изначально предназначены для очень серьезных нагрузок на тормозную систему (например, для спортивных автомобилей), эти составы отличаются друг от друга.
DOT 5 базируется на силиконовой основе с температурой кипения не менее 250 °C и практически невосприимчив к влаге. Минусом этого типа тормозной жидкости является его высокая аэрация (способность насыщаться пузырьками воздуха), которая по мере эксплуатации меняет плотность тормозной жидкости. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках системы ABS. Учитывая то, что такой системой сегодня оборудован практически каждый автомобиль, жидкость DOT 5 при постпродажном обслуживании автомобиля широкого применения не получила.
Наиболее распространенной тормозной жидкостью для тяжело нагруженных систем торможения принято считать DOT 5.1 – жидкость на гликолевой основе с пакетом необходимых присадок и температурой кипения до 275 °C.
Почему так важна температура кипения тормозной жидкости?
При активном торможении тепло передается от колодок тормозным цилиндрам и впоследствии – жидкости. Если темп торможения очень высокий, жидкость может буквально закипеть, что приведет к образованию пузырьков воздуха. При их большом скоплении образуется паровая пробка, которая способна вызвать отказ тормозной системы – провал педали тормоза. Помимо этого тормозная жидкость обладает антикоррозионным свойством, позволяющим держать гидравлический контур в чистоте. При образовании же воздушных пробок внутренние поверхности таких магистралей остаются необработанными, а значит – подвержены риску возникновения коррозии.
Тормозные жидкости Brembo Premium имеют более высокую температуру кипения, превосходящую принятый стандарт, тем самым обеспечивая превосходную устойчивость к паровым пробкам и гарантируя эффективность работы тормозной системы в любой момент. Высокие антикоррозионные свойства и стойкость к окислению тормозной жидкости Brembo позволяют химическим/физическим характеристикам долгосрочно оставаться неизмененными в рабочем контуре, сохраняя, таким образом, изначальные качества.
Почему важна вязкость тормозной жидкости?
Инженеры компании Brembo утверждают, что важна скорее не сама вязкость, а ее постоянство вне зависимости от внешних условий. С тормозной жидкостью ничего не должно происходить в диапазоне рабочих температур от –50 до +100 °C, что опять же особенно важно для автомобилей с системами ABS и ESP. Кроме того, тормозные жидкости не должны оказывать разрушающего воздействия на резиновые, пластиковые и металлические детали тормозной системы. Антикоррозионные свойства определяются индексом pH, который должен находиться строго в пределах от 7 до 11,5 единиц.
Когда и как нужно менять тормозную жидкость?
Чаще всего тормозная жидкость требует замены из-за чрезмерного набора влаги. Она образуется в гидравлическом контуре из-за частых перепадов температур. Этот конденсат со временем впитывается в жидкость, заметно ухудшая ее свойства – главным образом температурные.
«Изношенная» тормозная жидкость имеет изменения плотности, которые приводят к умягчению работы педали тормоза, позднему срабатыванию системы торможения и в критических случаях к ее отказу.
Проверка жидкости имеет свои нюансы
Обычно измерение количества влаги в тормозной жидкости проводят путем ее анализа на электропроводность. Для этого используется специальный прибор, оборудованный щупом, который опускается в бачок тормозной жидкости. Посредством щупа замеряется электрическое сопротивление жидкости, и чем оно меньше, тем меньше влаги впитала в себя жидкость.
Специалисты компании Brembo утверждают, что такой способ проверки жидкости не всегда дает корректные данные. Дело в том, что современные тормозные жидкости содержат присадки, которые меняют электрическое сопротивление жидкости. Кроме того, количество влаги в бачке и магистралях может заметно отличаться. Именно поэтому в Brembo рекомендуют проверять тормозную жидкость на температуру закипания, используя специальное оборудование.
Если возможности проверять тормозную жидкость у автовладельца нет, то рекомендуется менять ее по регламенту автопроизводителя или не реже чем каждые 2 года. Жидкость можно доливать при снижении уровня в бачке, используя при этом повышение класса (от DOT 3 к DOT 4 или от DOT 4 к DOT 5.1), но не в обратном порядке. К слову сказать, если автовладелец обнаружил уменьшение уровня жидкости в расширительном бачке, это серьезный повод обратиться на СТО, ведь снижение уровня может свидетельствовать об изношенности колодок или того хуже – о наличии течи в системе.
На сегодняшний день Brembo предлагает глобальный подход к обслуживанию тормозной системы. В ассортименте компании не только диски, колодки и суппорты, имеющие признанный мировой уровень качества, но и тормозная жидкость, а также смазка и ремонтные комплекты для суппортов. Комплексное применение компонентов Brembo гарантирует максимальную эффективность тормозной системы.
Обратите внимание, что дизайн упаковки тормозной жидкости Brembo Premium обновлен. В течение некоторого времени будут встречаться оба вида упаковки.
Больше информации на www.bremboparts.com