Согласно статистике продаж отечественных автодилеров, автомобили Lada лидируют с большим отрывом от конкурентов уже несколько лет. А вот обслуживать эти машины сервисные станции берутся неохотно. И совершенно напрасно, ведь с появлением на рыке высокоресурсных запасных частей российские автомобили выглядят неплохой статьей стабильного дохода.
Несмотря на то, что практически весь модельный ряд Lada подтянул качество сборки и заменил некоторые агрегаты на импортные, от машин АвтоВАЗа многим автовладельцам хотелось бы получить гораздо больше, чем предоставляет завод. Реализация этих запросов вполне осуществима, причем не с помощью слесарных ухищрений — самодеятельное творчество с резаком и сварочным аппаратом осталось в прошлом. Сегодня рынок предлагает сертифицированную продукцию, по функциональным качествам превосходящую конвейерную в разы, изготовленную из материалов с большим запасом прочности.
Российская компания Автопродукт, например, предлагает автокомпоненты собственной разработки, но до выхода к потребителю изделия математически рассчитываются, проходят стадию компьютерного моделирования, затем создаются опытные образцы, которые испытываются на стендах, а потом — и на дороге. Если все этапы благополучно преодолеваются, изделие получает государственный сертификат.
Компания производит детали в трех линейках: для серийных автомобилей – SAFE, для профессионального спорта – SPORT и для автовладельцев, желающих придать машине некоторые возможности не свойственные ей «от рождения» – DRIVE.
Поставив такую деталь вместо штатной, вы не станете опасаться, что завтра владелец вернется к вам с претензией. Скорее всего, он вскоре все же придет, но только для того, чтобы дополнить свою «ласточку» еще чем-нибудь из усиленного арсенала. Производитель устанавливает двухлетнюю гарантию на двухтрубные амортизаторы, трехлетнюю – на бочкообразные пружины, подрамники, распорки, усилители кузова.
Автопродукт выпускает все это и многое другое для всего вазовского модельного ряда, а кроме того, еще и для соплатформенного Datsun и кое-что для Honda CR-V.
Наш редакционный автомобиль, трехлетняя Лада «Гранта» седан, достаточно активно используется в развозке части тиража журналов по городу. Нагрузку машина несет немалую, а, как известно, подвеска в ней крепится к кузову. Со временем под тяжестью багажа, под воздействием вибраций и ударов металл кузова неизбежно несколько меняет конфигурацию, что влечет «расползание» подвески, изменение ее геометрии. Кроме того, резиновые детали подвески продавливаются, трескаются или даже разрушаются. И наш интерес к усилению машин российского производства лежал не только в познавательной, но и в практической плоскости – хотелось модифицировать подвеску автомобиля, чтобы наделить его повышенной грузоподъемностью и устойчивой управляемостью. Именно с такой технической задачей мы обратились к специалистам алматинского сервисного центра «Спорттюнинг LADA».
С директором этой компании Виталием Норкиным и начальником сервисной службы Максимом Ашаниным нас свела судьба в Астане, на одной из выставок. Тогда, более года назад они с горящими глазами увлеченно рассказывали нам о своей работе, о том какой может стать даже не новая «Лада», если ее дополнить заинтересованным участием и надежными деталями.
Кстати, говоря, такой энтузиазм наших новых знакомых никак нельзя считать формальным или наигранным, оба они ездят на ВАЗ-овских машинах (тюнингованных, конечно) и своими руками прощупали все слабые места всего модельного ряда продукции этого российского предприятия, сумев превратить слабости в преимущества.
– В моем понимании серийная «Лада» это базовая заготовка – признается начальник сервиса «СТО Лада сервис» Максим Ашанин. – Дальше в эксплуатации машины все может пойти по разными сценариям в зависимости от того, что хочет получить заказчик. Прелесть этих автомобилей в их технической простоте, доступности запасных частей и расходников, в географической близости российских предприятий, изготавливающих высокопрочные детали силовых узлов, те, которые не поставляются на конвейер. Ресурс таких деталей в разы превышает оригинальные.
За те не полных два дня, в течение которых мастер работал с автомобилем, в редакционную «гранту» были установлены четыре спортивных амортизатора Cross, передняя поперечина Safe, задние пружины, передняя и задняя распорки, нижняя распорка и защита картера; были заменены стойки стабилизатора, подшипники опор передней подвески, подушки — глушителя, стабилизатора и амортизаторов, свечи зажигания, шарниры растяжки, масло в двигателе и коробке передач, салонный и масляный фильтры. Помимо этого были отрегулированы клапана и произведена геометрия.
Пока производились все эти манипуляции, у нас была возможность побеседовать с Виталием Норкиным. Он рассказал о том, как все начиналось, кто сегодня заинтересован в услугах сервиса и еще кое о чем…
— Бывая в России, я обратил внимание на то, как много там ВАЗ-овских машин, как много запчастей. Причем ряд тамошних предприятий производит детали незаурядного качества с высокими потребительскими свойствами и запасом прочности несопоставимым с серийными – говорит директор «Спорттюнинг LADA». – Вместе с тем, работая в Алматы, я видел немало людей, которые хотели бы многое изменить в том автомобиле, который имеют. Так пришла идея организовать тюнинговый центр. Но ничего не получилось бы без единомышленников. Одним из них является Максим Ашанин, который очень хорошо знает продукцию ВАЗ, сейчас занимается только ей.
Корр.: — Каков портрет клиентов вашего сервиса, кто обращается к вам за услугами?
— К нам приходят молодые ребята, которые хотят получить от автомобиля что-то большее в динамике и управляемости, обращаются спортсмены-любители. Бывает, что приезжают и просто на ремонт.
Корр.: — Специалисты «Спорттюнинг LADA» занимаются только усилением подвески?
— Нет, мы можем модифицировать двигатель и коробку передач, поработать с интерьером, экстерьером или выхлопной системой автомобиля. Причем заказчик может тюнинговать свою машину поэтапно, по мере возможностей.
Корр.: — И ваш клиент по своему желанию может воплотить любую прихоть?
— Не совсем так, мы никогда не возьмемся, например, пилить пружины, чтобы таким образом занизить машину. Наше вмешательство в конструкцию автомобиля не должно сделать его менее безопасным, чем он был до тюнинга. Поэтому мы не занимаемся самодеятельностью и устанавливаем только те запчасти, которые сертифицированы для каждой конкретной модели.
Наиболее полно с возможностями компании я смог ознакомиться в ходе краткого, но впечатляющего тест-драйва тюнингованной Lada 2114 хэтчбек, принадлежащей Виталию. Переработанная подвеска и выхлопная система, короткоходовая КПП и усиленные тормоза в движении дарят незабываемые ощущения полноценного спортивного автомобиля. Машина летит, словно по рельсам, легко справляется с неровностями трассы, уверенно без кренов входит в повороты и великолепно оттормаживается. Впрочем, это и есть спортивная машина, ведь на ней ее хозяин принимает участие в соревнованиях.
Еще раз подчеркну, что доработку автомобилей в «Спорттюнинг LADA» производят с использованием усиленных узлов и частей, которые можно приобрести в собственном магазине сервиса или же заказать по каталогу.
Кстати говоря, подушки глушителя, стабилизатора и амортизаторов в нашу редакционную машину специалисты «Спорттюнинг LADA» поставили тоже не простые. Эти и другие детали с 2012 года выпускаются российской компанией «АТР-холдинг» под торговой маркой СЭВИ в двух вариантах – Экстрим и Эксперт. Аббревиатура СЭВИ означает «Сверх эластичные вибро изоляторы». Компания самостоятельно производит резиновые смеси, имеет собственный конструкторский отдел и испытательную лабораторию. Эксплуатационные испытания готовых изделий проходят на спортивных автомобилях.
На свою продукцию производитель дает двухлетнюю гарантию без ограничений по пробегу. На предприятии выпускают опоры карданного вала, шарниры и подшипники подвески, башмаки натяжителя цепи, успокоители цепи, втулки рычагов и амортизаторов, штанги, кронштейны растяжки, стойки стабилизатора, чехлы амортизаторов и приводов, обоймы шаровых опор.
Итог же работы с редакционной Lada «Гранта» таков – автомобиль стал выше, незначительно увеличилась колесная база; добавив в энергоемкости, подвеска стала жестче, руль сделался более острым. Прайс-лист по запчастям составил чуть менее 126 тыс. тенге, цена услуг – 49500 тенге. Время на производство работ – 1,5 дня.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал Lada и Pitstop