Пузырьки воздуха в системе охлаждения могут привести к серьезным повреждениям. Это явление именуется кавитацией, и своевременное обслуживание системы может помочь его предотвратить. Технические тренеры компании Mahle выделили ключевые моменты в этой проблематике.
Кавитация подразумевает образование и внезапное схлопывание пузырьков пара в быстротекущих жидкостях. Схлопывание создает огромные перепады давления, в результате чего от поверхностей деталей отрываются микроскопические элементы. Постепенно так образуется все больше и больше кратеров, которые со временем увеличиваются в размере, пока деталь окончательно не перестанет функционировать или не разрушится.
В большинстве случаев причиной кавитационного повреждения компонентов системы охлаждения становятся ее дефекты или ненадлежащее техническое обслуживание. Если в системе не создается достаточного давления, температура кипения охлаждающей жидкости падает, что, в свою очередь, способствует образованию пузырьков пара. К кавитации может привести целый ряд факторов:
- недостаток или отсутствие концентрата (антифриза) в охлаждающей жидкости и вследствие этого слишком низкая точка кипения;
- исчерпавшая свой рабочий ресурс охлаждающая жидкость, в которой выработались присадки и ингибиторы, предотвращающие вспенивание;
- неисправность клапана избыточного давления в пробке расширительного бачка, вследствие которой давление стравливается и не растет;
- посторонние предметы или загрязнения в охлаждающей жидкости, например остатки герметика или отложения.
Кавитационные процессы в контуре системы охлаждения могут привести к целому ряду дефектов:
- при конструкции с мокрыми гильзами цилиндров на поздней стадии повреждения охлаждающая жидкость может просочиться в цилиндр, что приведет к полному отказу двигателя из-за гидравлического удара;
- если посторонний предмет застревает внутри теплообменника, например в многослойной пластине или в маслоохладителе тормоза-замедлителя, поток жидкости вокруг этого препятствия может привести к турбулентности и образованию пузырьков пара, а также к утечке масла и охлаждающей жидкости;
- кавитация в насосах охлаждающей жидкости приводит к разрушению лопастей крыльчатки, и по этой причине со временем скорость подачи жидкости падает, пока циркуляция не прекращается вовсе.
По материалам Technical Messenger Mahle
Понимая пагубность процесса кавитации, важно вовремя и регулярно менять охлаждающую жидкость в соответствии со спецификациями автопроизводителя. При наличии посторонних предметов или отложений в контуре системы охлаждения его необходимо тщательно очистить и промыть. При наличии теплообменников (маслоохладителей) важно убедиться в герметичности обоих контуров для предотвращения перекрестного загрязнения.
Фотоматериал Mahle