Довольно часто в современных автомобилях встречается неисправность клапанов системы рециркуляции отработанных газов (EGR), которая сопровождается появлением соответствующего кода ошибки в системе бортовой диагностики и нестабильностью работы мотора на холостом ходу, вплоть до его полной остановки на перекрестках у светофора. Такая ситуация, безусловно, очень раздражает владельцев автомобилей, еще больше раздражает тех, кто в городском потоке едет вслед за неисправным авто, не говоря уже о мастерах СТО. Разобраться с неисправностью, которая возникает по причине неправильной или нестабильной работы системы EGR, – дело непростое, особенно для начинающего мастера-авторемонтника.
Большинство мастеров привыкло ремонтировать так называемые «обычные» неисправности, когда двигатель или не заводится, или «трясется», или «троит» и так далее. Неисправность же системы EGR относится к «сложным» поломкам, потому что она часто маскируется под пропуски воспламенения, под «подсос нештатного воздуха» или что-нибудь вообще непонятное. Двигатель может нормально завестись и сначала даже исправно работать. Через определенное время (10–20 минут или 1–2 часа) в двигателе возникают какие-то странные, не вполне объяснимые перебои. «На слух» определить такую неисправность достаточно сложно. Кроме того, не у каждого мастера и не в каждой мастерской есть специальные, рекомендованные заводом-изготовителем приборы для проверки этой системы.
Что такое система EGR?
Среди части авторемонтников существует мнение, что система EGR – это злая шутка автопроизводителя, призванная усложнить работу мастерам СТО и испортить жизнь автовладельцам. На самом же деле система EGR создана для защиты окружающей среды за счет снижения токсичности выхлопных газов в режиме частичных нагрузок.
Одним из параметров проверки технического состояния автомобиля является уровень концентрации вредных веществ в выхлопных газах, а также их соответствие нормам. Если до недавнего времени во внимание принимались нормативные документы, действующие на территории одного государства или региона, то на сегодняшний день учитываются унифицированные экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями (Евро1–Евро5). С 1 января 2013 года на территории Республики Казахстан начал действовать технический регламент согласно стандарту Евро3 и уже с 1 июля 2013 года – Евро4. Таким образом, автомобили, не соответствующие данным стандартам, не могут быть импортированы в РК.
Основным параметром контроля, согласно евростандартам, является содержание токсичного вещества – оксида азота (NOx), которое выделяется во время сгорания топливовоздушной смеси при высокой температуре. Внедрение в систему выпуска отработавших газов клапана EGR позволяет решить данную задачу и сделать выхлоп автомобиля менее грязным. Практически это происходит так: часть отработавших газов направляется по патрубкам системы EGR обратно в цилиндры, что уменьшает содержание кислорода в топливовоздушной смеси и вызывает снижение максимальной температуры горения и, как следствие, уменьшение выбросов оксидов азота (NOx). Уязвимое звено этой системы – клапан EGR, который является ключевой частью системы рециркуляции. Неопытные мастера считают, что этот клапан в машине вообще не нужен. Однако, поскольку он является частью электрической цепи автомобиля, постоянно опрашивается компьютером и влияет на работу системы впрыска топлива, просто взять и отключить его не удастся. Правда, если отключить клемму от клапана EGR, машина ездить будет, но автомобильный компьютер «достанет» всех, и автовладельца в первую очередь. На экране будет постоянно высвечиваться ошибка системы управления двигателем, а в памяти автомобиля прочно «засядет» ошибка системы EGR. При отключении клапана из электрической цепи компьютер будет корректировать работу двигателя с учетом ошибок, что неизбежно приведет к потере мощности, неравномерной работе, повышенному расходу топлива и т.п. Клапан EGR находится в самом центре системы рециркуляции выхлопных газов, именно он регулирует подачу газов из выпускного коллектора во впускной в зависимости от оборотов двигателя.
Сказанное, однако, не является догмой, потому что возможны различные варианты исполнения системы EGR. Если, к примеру, на одних машинах системой EGR управляет компьютер на основании показаний датчика температуры охлаждающей жидкости, некоторых других датчиков или сенсоров, то на других автомобилях вся система управляется одним электромагнитным клапаном и вакуумом из впускного коллектора. Необходимо отметить, что система EGR работает не постоянно, а по специальной программе.
Симптомы, свидетельствующие о неисправности клапана EGR
При неисправности клапана EGR можно наблюдать провалы и рывки во время движения автомобиля на низких оборотах, потерю мощности двигателя, повышенный расход топлива и, конечно же, ошибку в системе бортовой диагностики. При более детальном изучении проблемы можно выявить какую-либо из неисправностей, названных ниже.
Повреждения клапанов ЕGR
Механические ошибки вследствие закоксовывания (накопления отложений):
- клапан не может закрыться;
- клапан работает слишком медленно;
- уменьшается пропускная способность клапана;
- наблюдается недостаточное прохождение выхлопных газов через клапан и уменьшение рециркуляции.
Проблемы вакуумной системы (например, засорение или негерметичность):
- при постоянно открытом клапане поток рециркуляции не изменяется, что нежелательно при полной нагрузке и холодном запуске (фото 1-5).
Выход из строя патрубков системы рециркуляции
Неисправность патрубков системы рециркуляции может повлечь следующие последствия:
- закупоривание вследствие накопления отложений;
- поломка из-за перекоса или вибрационных колебаний (фото 6-8)
ЕGR клапаны и дроссельные заслонки
Ошибки управляющего электронного блока (фото 9-11):
- коррозия внутри корпуса;
- неисправность контактов;
- неисправность электропроводки;
- попадание воды в корпус.
Накопление масляных отложений и сажи влияет на срок службы EGR клапана и зависит от следующих факторов:
- стиля вождения автомобиля (движение на низких оборотах коленчатого вала);
- режима эксплуатации автомобиля (частые холодные запуски, поездки на короткие расстояния, режим вождения STOP&GO);
- общего состояния двигателя (показатели компрессии);
- состояния форсунок (неправильный момент впрыска);
- состояния датчика массового расхода воздуха;
- присутствия масла во впускном тракте из-за вышедших из строя уплотнений;
- масляных паров в системе вентиляции картера.
Возможные сложности при ремонте системы рециркуляции EGR
Во время ремонта системы рециркуляции EGR очень важно правильно понять сообщение диагностических систем. Например, сообщения системы бортовой диагностики об ошибке клапана ЕGR могут быть вызваны неисправностями других конструктивных элементов или датчиков. Неверное истолкование сигнала о неисправности может стать причиной неоправданного дорогостоящего ремонта (поиск неисправности народным «методом тыка»), замены исправных запасных частей, впустую потраченного рабочего времени. Очень часто причиной повторения неисправности может служить неполный первоначальный ремонт. Так случается, если при выявлении неисправности системы рециркуляции заменяется только клапан ЕGR. Первопричиной может служить вовсе не сам клапан, а слишком большое количество масла во впускном тракте. В таком случае замена клапана решит проблему только на время и не принесет положительного результата.
На что обратить внимание
При возникновении ошибки в работе системы рециркуляции и клапана ЕGR следует проверить чистоту и исправность воздушных трубопроводов, дроссельной заслонки, байпасного клапана турбокомпрессора, впускного коллектора, интеркуллера. Также обязательна проверка клапана вихреобразования топливовоздушной смеси. Очистка клапана ЕGR, как правило, малоэффективна и помогает лишь на короткое время (фото 12, 13)
Текст и фотоматериал Gustav Wahler GmbH и ООО «ИХР Украина»