Снижение уровня шума и вибраций имеет важное значение при разработке конструкции автомобиля. Сглаживание скрипов, стуков и вибраций по всему автомобилю необходимо для повышения комфорта водителя и пассажиров, а также для уменьшения нагрузок на компоненты автомобиля. Это же относится и к конструированию трансмиссии. В заднеприводных или полноприводных автомобилях мощность двигателя передается через трансмиссию к осям с помощью карданного вала. Во время прохождения неровностей дорожного покрытия изменяется высота подвески, что ведет к изменению угла расположения карданного вала относительно коробки передач и главной передачи. Если на концы карданного вала не установить карданные шарниры, то вал будет подвержен чрезмерным изгибам и изломам (рис. 1).
Одним из решений может быть эластичная муфта карданного вала, также известная как универсальное шарнирное соединение, муфта кардана или шарнир Гибо. Она представляет собой усиленный гибкий резиновый диск, который соединяет выходной фланец коробки передач с входным фланцем карданного вала. В некоторых конструкциях для передачи большего крутящего момента еще одна эластичная резиновая муфта крепится на выходной фланец карданного вала и присоединяется к фланцу конечной передачи. Эластичная муфта поглощает вибрации трансмиссии и компенсирует зазоры в шестернях. Весь крутящий момент от двигателя должен быть передан через муфту до того, как он пойдет дальше по карданному валу, осям дифференциала и в итоге к колесам. Подобная конструкция эластичной муфты febi предназначена для поглощения ударных нагрузок, снижения вибраций и компенсации угловых отклонений. В результате – значительное снижение шума, вибраций и ударов от трансмиссии.
В процессе эксплуатации эластичная муфта подвергается значительным нагрузкам, поэтому необходимо регулярно проверять ее состояние. Износ муфты может привести к ряду негативных последствий, включая вибрации трансмиссии, которые могут значительно возрастать при ускорении и переключении передач. При осмотре муфты необходимо обращать внимание на трещины, потертости, отрыв и разрывы частей муфты. Любые трещины или вздутия указывают на выход из строя эластичной муфты. В этом случае необходима ее замена.
При замене любой эластичной муфты, особенно если она уже находится на стадии разрушения, необходимо тщательно осмотреть центрирующую втулку карданного вала, соприкасающиеся поверхности, крепежные отверстия соединительных болтов и состояние резьбы. При наличии следов износа на любом из этих элементов вал может по-прежнему вибрировать даже после замены муфты кардана. Планируя замену вышедшего из строя соединения карданного вала, необходимо принимать во внимание конструкцию заменяемой детали.
Эластичная муфта для карданного вала изготовлена из резины, усиленной кордовым каркасом, с металлическими втулками для болтов крепления, проходящими с обеих сторон сопрягаемых фланцев для создания очень крепкого и гибкого соединения. Благодаря своим свойствам эта деталь хорошо сглаживает пиковые нагрузки, возникающие в результате работы трансмиссии, и компенсирует радиальное, осевое и угловое смещения.
К преимуществам такой конструкции относятся прочность, а также способность компенсировать смещения во всех направлениях и выдерживать ударные нагрузки в течение длительного срока эксплуатации (рис. 2).
Если взглянуть в разрезе на эластичную муфту febi, то можно увидеть очень большое количество нитей корда и усилительных элементов. Они противостоят торсионным нагрузкам, которые выпадают на долю этой детали (рис. 3, 4, 5).
Вид в разрезе усиленной кордом эластичной муфты со стороны ведущего пучка нитей. Здесь видно, что пряди корда плотно и равномерно уложены, что обеспечивает высокую прочность и долговечность муфты. Если взглянуть в разрезе на аналогичный продукт конкурентов, то видно очень небольшое количество нитей корда с неравномерной укладкой, что в итоге приведет к очень короткому сроку службы и невозможности сопротивляться высоким торсионным нагрузкам (рис. 6, 7).
При замене эластичной муфты или нескольких муфт (в зависимости от конструкции автомобиля) необходимо обращать внимание на установочные метки, указывающие на правильное положение и направление вращения. Они нанесены на муфты, чтобы обеспечить правильную ее установку и дальнейшую эксплуатацию.
Для замены желательно использовать крепежные болты, рекомендованные производителем. Удостоверьтесь, что все болты надежно затянуты согласно предписаниям автопроизводителя.
Все эластичные муфты для карданных валов febi изготавливаются производителем и поставщиком оригинального оборудования. Компания SGF, мировой лидер на рынке автомобильных комплектующих, гарантирует максимальную надежность, комфорт и точное соответствие.
Весь ассортимент деталей можно найти на сайте www.febi-parts.com.
febi принадлежит концерну bilstein group – зонтичной организации, в которую входят и другие всемирно известные бренды.
Дополнительную информацию можно получить на сайте www.bilsteingroup.com.