Не так давно у нас появилась возможность побывать на испытательном полигоне компании Nokian Tyres в городе Нокиа (Финляндия). Очередные тесты были связаны с показом новой летней шины, о которой мы намерены рассказать ближе к теплому сезону. В рамках нашего тура мы посетили расположенную неподалеку от полигона испытательную лабораторию компании, где своими глазами увидели, как проводят сертификационные тесты новинок.
Nokian Tyres, без преувеличения, считается экспертом в области разработки и производства шин, что подкреплено результатами многочисленных тестов, проводимых европейскими автоклубами и СМИ. В нашем журнале мы неоднократно рассказывали о новинках компании, публиковали репортажи с заводов концерна. Теперь же, получив доступ «за кулисы», мы убедились, что тестированию шин концерн придает не меньшее значение, чем их производству. При этом речь идет не только о субъективных ощущениях тест-пилотов. За основу при сертификации, которая, кстати, во всем мире является обязательной, берутся исключительно технические параметры. Сбором и обработкой необходимых данных занимается испытательная лаборатория, расположенная близ города Нокиа. Именно в ней нам довелось побывать.
Цикл испытаний шина начинает с дорожных тестов, которые проводятся на собственных полигонах и на обычных дорогах тех стран, куда компания намерена поставлять шины. Задействуются и локальные таксопарки. В Финляндии концерн работает с двумя, расположенными в городах Тампере и Нокиа. Здесь в тестовые шины регулярно «обувается» порядка 100 такси, наматывающих ежедневно сотни километров по дорогам общего пользования при различных погодных условиях. На каждом автомобиле за летний и зимний сезоны тестируется по 4 комплекта шин. Эти тесты напрямую связаны с необходимостью мониторинга состояния шины, который осуществляют сотрудники испытательной лаборатории. Кроме этого, водители такси самостоятельно собирают данные, следят за давлением в шине и в последующем формируют отчет. После проведения таких испытаний шину передают для исследования специалистам лаборатории, где проводится детальный анализ степени ее износа, состояния шипов. Далее шину разрезают на части и анализируют состояние резиновой смеси и компонентов брекерного пакета.
Для сертификации лабораторные испытания проводятся по иной схеме. С помощью специального оборудования, установленного в лаборатории, имитируются различные дорожные условия и нагрузки. Полученные таким путем данные ложатся в основу разработки новых резиновых смесей, проектирования внутренних компонентов шин, дизайна протектора. Результаты лабораторных испытаний напрямую влияют на присвоение шине буквенного цифрового индекса, определяющего класс износостойкости и сцепления с дорожным полотном, сопротивления качению (экономичности) и индекс внутренней температуры, от которых зависит омологация для конкретной страны и допуск от автопроизводителя.
Испытания распределены по участкам, на одном из которых проверяется ресурс шины, то есть тестируется на прочность ее конструкция и протектор на сопротивление износу. Для этих целей используется специальный аппарат германской фирмы ZF. Конструкция представляет собой огромный горизонтально закрепленный крутящийся барабан с четырьмя станциями-сателлитами. Каждая из них имеет подобие ступицы автомобиля, на которую закрепляется колесный диск с установленной шиной. Станции функционируют независимо друг от друга, и это позволяет оператору работать одновременно с четырьмя шинами разного диаметра, выводя при необходимости из работы любую станцию. Длительность этого теста варьируется в пределах 25 – 30 тыс. километров.
Все без исключения шины, и те, которые доставляются в лабораторию с тестовых полигонов, и те, которые тестировались в сотрудничестве с таксопарками, проходят так называемый шинный рентген. Здесь же проводятся исследования шин, возвращенных по рекламациям. Аппарат позволяет накачивать шину без установки на диск и вести фотосъемку изнутри. Таким образом, специалисты могут изучать внутреннее строение шины и однородность материалов ее компонентов, не разрезая при этом саму покрышку.
Отдельный аппарат тестирует поведение шины при имитации радиальных и диагональных перегрузок. Он представляет собой сочетание вертикально закрепленного барабана с двумя подвижными станциями, на которых крепятся колесные диски с установленными шинами. Эти тесты проводятся с различной скоростью: от 1 до 320 км/ч. На этом же участке аппаратно определяется коэффициент сопротивления качению, который напрямую влияет на экономию топлива при эксплуатации шин.
Все полученные в ходе лабораторных тестов данные передаются на сервер подразделения R&D, которое в компании занимается разработкой новых материалов и конструкцией новых шин.
За короткое время, отведенное на посещение испытательной лаборатории, мы, конечно же, не смогли увидеть работу всей измерительной аппаратуры, весь цикл тестов. Но и то, что нам показали, впечатлило своей технологичностью. Правда, сохранить после этой экскурсии мы смогли только эмоции: фотографировать внутри испытательной лаборатории строжайше запрещено.
Зато теперь со всей ответственностью мы можем вас заверить: когда при покупке очередного комплекта шин NOKIAN вы услышите от продавца, что новая шина по ряду параметров лучше своей предшественницы, не сомневайтесь, это объективные данные, полученные в результате технических замеров и лабораторного анализа.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал Nokian Tyres