30 октября 2024
Персоналии | Хронограф

Юбилей у жигулей

MIX 6579s

50 лет легендарному советскому автомобилю

В 1970 году с конвейера тольяттинского автозавода сошла первая продукция – автомобили ВАЗ-2101, которые на долгие годы стали предметом мечтаний многих советских граждан, которыми гордились счастливые обладатели в СССР и пробрести которые были не прочь даже за рубежом.

1973 конвейер

Начало же этой истории было положено в июле 1966 года, когда вышло постановление правительства СССР о строительстве в городе Тольятти Волжского автомобильного завода. В 1967 году началось строительство, а через три года завод уже выпустил первую продукцию. За три года на 514 гектарах чистой степи построили завод с 16 500 единицами новейшего оборудования и 100-тысячным коллективом. Предприятие имело проектную мощность 600 тысяч автомобилей в год. Даже сейчас сопоставление масштабов работы с ее темпами потрясает воображение. Это кажется невероятным! Один из ветеранов ВАЗа, Василий Михайлович Малыхин, в своих воспоминаниях рассказывал, что трудиться приходилось и в две смены кряду, и в выходные. В такие дни жены сотрудников приносили, бывало, на участок ведро супа или окрошки – столовая на заводе была одна, попасть туда было сложно…

02 ПервLADA ВАЗ 2101 1

Первый технический директор ВАЗа, заместитель министра автомобильной промышленности СССР Евгений Артемович Башинджагян, рассказывал, что для новых автомобилей требовались материалы и комплектующие европейского уровня, которых в стране не было. Это касалось почти всего, из чего состоит автомобиль. Непросто было и с кадрами, поэтому в исключительном порядке дирекции строящегося завода разрешили набор персонала еще до утверждения проекта. Речь шла о десятках тысяч ИТР, рабочих и служащих всех специальностей…Костяк составляли 800 человек, в основном среднего возраста, с опытом работы на предприятиях автопрома. Региональные и местные власти отбирали лучших из многочисленных кандидатов, рвущихся на ВАЗ, где сотрудников обеспечивали жильем, оказывали меры социальной поддержки.

05 1972 СКП Цех сварки главный кондуктор Белокопытов

Сборка первых автомобилей осуществлялась в ночь с субботы 18 апреля на воскресенье 19 апреля – машины торопились собрать к столетию со дня рождения В. И. Ленина, которое отмечала вся страна. С тех пор на Волжском автозаводе, который после стал АО «АвтоВАЗ», отмечается корпоративный праздник – День первого автомобиля.

А почему же сборка первых шести машин осуществлялась ночью, словно бы в тайне? Дело в том, что директор завода Виктор Николаевич Поляков не хотел делать данное событие публичным. По этой причине не велась официальная съемка, не было ни журналистов, ни красных ленточек. Во-первых, директор не любил лишней «трескотни», а во-вторых, рапортовать о событии было рискованно – вдруг бы что-то пошло не так. Поэтому почти все, кто был задействован в подготовке производства, узнали о первой сборке как об уже свершившемся факте. А тем, кому довелось непосредственно участвовать или присутствовать при сборке первых шести автомобилей, несказанно повезло: они прикоснулись к главному артефакту истории Волжского автозавода – к самым первым его автомобилям.

02 мотор 1972гБелокопытов

Первый автомобиль «снял» с конвейера инструктор FIAT Бенито Савоини, остальные пять – начальник участка сборки Владимир Викторович Сафонов. Все присутствовавшие собрались вокруг машин, пытаясь хотя бы прикоснуться к ним. Но некоторым участникам события разрешили и прокатиться. Машины с включенными фарами, с ревущими сигналами носились по свободным площадям второй и третьей очередей конвейера. Заводу предстояло исполнить свое предназначение – стать производителем народных автомобилей и осуществить автомобилизацию страны.

В 1970 году было выпущено свыше 23 тысяч автомобилей. В качестве исходной модели для создания ВАЗ-2101 использовался итальянский FIAT 124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года». Комплектовалась «единичка», или, как ее стали называть позже, «копейка», двигателями объемом 1,2 и 1,3 литра. Наиболее же мощный вариант, предназначенный для спецслужб, оснащался роторно-поршневым двигателем. Первые «жигули» несли на фальшрадиаторной решетке логотип в виде ладьи. В этой эмблеме читалась стилизованная буква «В» и виделось судно, плывущее по Волге. Название же коллектив создателей нового советского автомобиля выбирал голосованием, большинство проголосовало за название «Жигули» – так называется горная система, расположенная неподалеку от города Тольятти.

1983 07 02 ЗАМ.ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСПЛАНА ВОРОНОВ ПОЛЯКОВ В.Н ИСАКОВ 2

Ветеран ВАЗа Владимир Анатольевич Маркелов, погружаясь в воспоминания, рассказывает, что выпускавшийся с 1960 по 1969 год «Запорожец» звали «горбатым» – за его своеобразный дизайн. ВАЗ-2101 же на этом фоне выглядел красавцем. Да и технически это был автомобиль, требовавший намного меньше усилий по обслуживанию. Например, в «Москвиче» было до 20 точек смазки, а в «единичку» заливай бензин, антифриз и езжай.

Этим отзывам вторит и испытатель автозавода Геннадий Маслов, который говорит, что если FIAT 124 заводился зимой без прогрева при температуре до минус 30 градусов, то «Москвич» – только после того, как поддон двигателя прогревали газовой горелкой. Советские инженеры-конструкторы изучали все комплектующие «фиата» и их приспособленность к российским условиям. Они примерно на 60% изменили конструкцию отдельных узлов и агрегатов исходной модели.

03 1 млн двигатель Белокопытов 3

С 1970 по 1988 год в СССР было произведено почти 5 миллионов автомобилей «Жигули» ВАЗ-2101 и различных его модификаций (4 846 900 ед.). Модель получилась самой массовой за всю историю российского автопрома. Она фигурировала в популярных песнях, «снималась» в кино и мультфильмах, расходилась большими тиражами в виде уменьшенных копий и просто игрушек. А один из автомобилей первой серии, окрашенный в престижный вишневый цвет, сейчас хранится в музее АвтоВАЗа.

Экспедиция Жигули на ж д платформе 1972г

Название «Жигули» не очень удовлетворяло требованиям экспорта. Для некоторых иностранцев оно было труднопроизносимым, кому-то слышалось в нем слово «жиголо»… В общем, решено было за рубеж продавать машину под брендом Lada. Название славянское и читается легко на любом языке. Первые партии в 1971 году были отправлены в Бельгию, Голландию, Финляндию и Югославию. Успех ВАЗ-2101 за рубежом был связан в первую очередь, конечно, с очень демократичной ценой. Хотя, по отзывам владельцев, первые выпуски машины и их экспортный вариант были довольно крепки и надежны. В первый год экспортных поставок за границу отправилось свыше 57 тысяч автомобилей Lada, более трети от годового объема всех экспортных поставок легковых автомобилей СССР. Затем только в страны с конвертируемой валютой экспорт достигал 140 тысяч машин в год. В некоторых из этих стран ВАЗ-2101 использовали в качестве такси, что говорит само за себя.

В 1972 году ВАЗ получил высшую награду в сфере европейской торговли – международную премию «Золотой Меркурий». К этому году экспорт Lada в объеме экспорта легковых машин занимал уже половину. В 1973 году автомобилю ВАЗ-2101 был присвоен Государственный знак качества.

В феврале 1971 года «жигули» впервые вышли на официальные соревнования – три экипажа на спортивных ВАЗ-2101 выступили в зимнем раллийном командном чемпионате СССР, получив в итоге почетный приз «За волю к победе». А в 1973 году на первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВАЗ-2101 лучшие результаты. Им был вручен приз журнала «За рулем» – «Трофей заводов». В ралли «Тур Европы – 73» команда Волжского автозавода, также выступая на ВАЗ-2101, завоевала золотой и серебряный кубки.

Конвейер 1974г

Примечательно, что вместе с выпуском «единички» в СССР появился и фирменный автосервис. Он сразу стал одной из любимых тем сатириков, критиков и юмористов, так как «пробиться на обслуживание» в такой сервис было очень непросто. Существовала и проблема с запчастями, за которыми автолюбители из провинции ехали в Тольятти, Москву и Ленинград. Однако реализация принципа «произвожу – продаю – обслуживаю» стартовала, к 1975 году в стране работало 30 автоцентров, 130 стационарных и около сотни передвижных станций технического обслуживания.

Завод и его первый автомобиль стали локомотивами для развития целого ряда отраслей: металлургии, нефтехимии, электроники. Для автомобилей ВАЗ потребовались материалы, которые раньше промышленность не выпускала. Выстроилась цепочка смежных поставщиков, появились новые заводы, выпускающие электрику, электронику, светотехнику. Выпуск массового автомобиля «подтянул» всю промышленность.

03 059

Однако каким бы массовым и народным ни называли ВАЗ-2101, это не значит, что появился он сразу и у всех. Даже для работников ВАЗа очередь была на много лет вперед, в год на производство выделяли всего три-пять машин. Так, один из заслуженных ветеранов предприятия признается, что приобрел автомобиль только через 10 лет после начала выпуска ВАЗ-2101.

«Копейка» оказалась довольно долговечной машиной. При должной заботе и внимательном отношении она и сегодня способна успешно эксплуатироваться. Около 400 тысяч автомобилей этой марки до сих пор стоят на учете в России. А в 2017 двое чешских энтузиастов на Lada 2101 1975 года выпуска отправились в кругосветное путешествие. За 10 месяцев они преодолели 50 тысяч километров. Этот автомобиль также можно увидеть теперь в музее АвтоВАЗа. Популярна модель и у коллекционеров во всем мире.

ВАЗ 2101 ИСПЫТАНИЯ 2

В завершение нашего повествования снова приведем несколько слов Евгения Артемовича Башинджагяна. Исторический успех автомобиля ВАЗ-Lada 2101 он объясняет просто и доходчиво: соответствием требованиям двух «Д» – дорог и доходов. Он считает, что нынешнее насыщение машин бортовой электроникой и дорогостоящими компонентами избыточно для ряда регионов, и выражает уверенность, что удешевление машин реально. По мнению Евгения Артемовича, отдельные нормы, объяснимые для стран с высокой концентрацией населения и транспорта, должны быть пересмотрены применительно к регионам с небольшой плотностью населения и малым числом автотранспорта. Повальная реализация «цифры» неоправданна, считает он, и в поддержку своим доводам приводит призыв президента США Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть».

Untitled 1

Untitled 2

Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал АвтоВАЗ

Похожие материалы

Если нужен креатив – мы можем и делаем

admin

Ян Вильсгор: в тисках скандинавского модерна

admin

Эрколе Спада: Сальери автодизайна

admin