Недавно вступивший в свои права 2020 год – юбилейный для бренда Mazda. Ему исполняется 100 лет. Это достойный повод, чтобы напомнить о долгой и славной истории марки, признанной во всем мире, продолжающей успешное развитие.
Важная юбилейная веха – возможность оглянуться назад и вновь пройти тем путем, которым Mazda следовала к признанию и популярности. Бренд покорил сердца миллионов клиентов по всему миру, в одном только 2019 году было продано около 1,5 миллионов автомобилей данной марки.
За десятилетия Mazda пережила потрясения и успехи, а также ужасные трагедии и головокружительные триумфы. История компании неразрывно связана с местом ее рождения, с городом Хиросима. С 1920 года и по сегодняшний день они формировали и поддерживали друг друга. Как известно, имя этого города, расположенного на юго-западе страны, на острове Хонсю, неразрывно связано с первой атомной бомбардировкой. 6 августа 1945 года американский самолет сбросил снаряд невиданной мощи, который разрушил большую часть города. От некоторых жителей после бомбардировки остались лишь тени на разрушенных стенах и асфальте. Напоминанием об этом чудовищном преступлении остается и скелетная сетка купола, венчающего Мемориал мира в Хиросиме.
Летом 1919 года 17-летнему подростку Феликсу Ванкелю во сне привиделось, что он отправился на концерт в собственном автомобиле. Более того, он увидел в нем двигатель нового типа и воскликнул: «Я изобрел это!» Когда Ванкель проснулся, он увидел вещи яснее. Новый двигатель при вращении ротора мог достичь четырех циклов – впуск, сжатие, сгорание топлива и выхлоп. Это был принцип, над которым люди размышляли с XVI века. Однако воплотить идею в реальности оказалось непросто: принцип достаточно хорошо работал с водяными насосами, но уплотнение стало проблемой, когда дело дошло до пара и процесса внутреннего сгорания. Тем не менее каждая попытка приближала энтузиастов к успеху. В январе 1960 года в Мюнхене представителям Союза немецких инженеров был официально продемонстрирован первый роторный двигатель KKM 250 конструкции Ванкеля.
В 1920 году бизнесмен Дзюдзиро Мацуда основал компанию, выпускавшую изделия из пробкового дерева, но так как город был довольно плотно населен и промышленно развит, он требовал и соответствующего транспортного обеспечения. Поэтому в 1931 году Мацуда и запустил здесь серийное производство трехколесных моторикш Mazda-Go.
Кто знает, как дела пошли бы дальше, но взрыв, потрясший не только Японию, но и весь мир, стал своеобразным вызовом для жителей Хиросимы. Страдания и опустошение атака на мирный город принесла ни с чем не сравнимые, последствия ее все еще чувствуются даже сегодня. После такого печального опыта для любого общества было бы совершенно естественным погрузиться в депрессию. Однако в случае с Хиросимой и Mazda этого не произошло. Наоборот, после первоначального шока пришло желание сплотиться, не сдаваться, быть сильнее, приложить все усилия для выхода из ситуаций, хуже которых, казалось бы, и быть не может. Сотрудники компании занялись раздачей медикаментов, они создали консультационные центры, которые помогали семьям воссоединиться. Помещения завода стали приютом для бездомных, больницей скорой помощи и даже пунктами местных государственных и национальных радиостанций.
Уже через четыре месяца после катастрофической бомбардировки производство маленького трехколесного грузовика было запущено заново. Для жителей Хиросимы возрождение Mazda было ошеломляющим признаком возрождения самого города – как феникса из пепла.
В 1960 году, уже после смерти основателя компании, в Хиросиме стартовало серийное производство первого легкового автомобиля – купе Mazda R360. Машина пользовалась огромной популярностью.
Следующий примечательный шаг был сделан компанией в 1967 году, когда Mazda выпустила первый в мире автомобиль, оснащенный двухроторным двигателем. Этот мотор тогда представлялся чем-то чудесным и почти волшебным. Придуман роторный двигатель был в 1957 году немецким инженером Феликсом Ванкелем в соавторстве с Вальтером Фройде. Высокооборотистый, компактный легкий мотор с плавной кривой крутящего момента привлекал огромной выходной мощностью при небольшом размере, сравнительно простой конструкцией с минимумом движущихся частей и отсутствием вибраций.
С 1967 года роторный двигатель как удивительное инженерное достижение был тесно связан с брендом Mazda, в то время как десятки автопроизводителей после первых же попыток применить новацию один за другим сдались. Работать с роторным двигателем оказалось сложнее, чем ожидалось. Вибрации внутри двигателя вызывали быстрый износ внутренней части статора, кроме того, в камеру сгорания просачивалось масло, вызывая густые облака белого дыма в выхлопе. Конструкция с одним ротором, достаточно стабильная на высоких оборотах, демонстрировала неудовлетворительные характеристики на низких, поэтому упорная работа 47 инженеров Mazda привела к решению с двумя роторами. В мае 1967 года мир увидел первый автомобиль с двухроторным двигателем Mazda Cosmo Sport. Японским моторостроителям удалось поразить коллег производительностью, уникальным дизайном, а также надежностью нового двигателя. Да и участие автомобиля в изнурительной гонке на выносливость «Марафон де ла Рут» в 1968 году говорило громче, чем слова. И Mazda продолжала совершенствовать мотор, разрабатывая новые модели с уникальными характеристиками для различных применений.
В 1968 году дебютировал автомобиль Mazda R100 Coupe, под капотом которого мир увидел уже двухроторно-поршневой двигатель. Нефтяной кризис 1970-х годов заставил автопроизводителей озаботиться экономией топлива. Mazda сделала ставку на доработку двигателя с целью повышения эффективности использования топлива на 40%. Цель была достигнута путем оптимизации процесса сгорания и доработки карбюраторов, а также включения теплообменника в выхлопную систему. Спорткар RX-7, запущенный в производство в 1978 году, свидетельствовал об успехе этой инициативы.
В 1980-е годы мы увидели рост популярности турбокомпрессора, позволяющего значительно увеличить выходную мощность двигателя. И роторный двигатель был особенно дружествен для этой технологии за счет устройства его выхлопной системы. В 1982 году Mazda выпустила автомобиль Cosmo RE Turbo, под капотом которого работал первый в мире роторный двигатель с турбонаддувом. Машина стала просто «рекламомобилем», пропагандирующим симбиоз двух передовых технологий. Поэтому, развивая тему, компания вскоре выпустила второе поколение RX-7 с двойной турбиной. Так была снята проблема турболагов и увеличена отзывчивость двигателя во всем диапазоне оборотов.
Трехроторный двигатель с системой Sequential Twin Turbo, продемонстрированный в действии в 1990 году на купе представительского класса Mazda Eunos Cosmo, еще больше укрепил позиции компании. Двигатель показал, что он может соперничать с поршневым V12. Вишенкой на торте стал необычный звук мотора на высоких скоростях – уникальная «музыка» для любителей спортивных автомобилей во всем мире.
Концепция роторного двигателя жива и поныне, в 2000-е годы вместе со спорткаром Mazda RX-8 (выпуск стартовал в 2003 году) пришел технологичный усовершенствованный роторный двигатель Renesis. Эта модель (RX-8 Hydrogen RE) показала миру, как роторный двигатель может в качестве топлива использовать водород, не выбрасывая в окружающую среду ничего, кроме пара и горячей воды.
В 2012 году был представлен концепт Mazda 5 Hydrogen RE Hybrid, который добавил в линейку силовых агрегатов еще один оригинальный компонент – электропривод. Хотя автомобиль был доступен только в ограниченных количествах и исключительно для аренды, для компании он представлял собой еще один большой шаг вперед.
На автосалоне в Токио в 2019 году Mazda продемонстрировала свой первый полностью электрический автомобиль – компактный и легкий внедорожник MX-30. Значок MX в линейке Mazda присваивается тем автомобилям, которые разработаны, чтобы бросить вызов конкурентам в автомобильной промышленности.
А что же с роторным двигателем? После такой упорной борьбы за жизнь идея будет оставлена? Ни в коем случае! В Mazda убеждены, что роторный двигатель идеально подходит для дополнения электромотора благодаря малой шумности и компактному дизайну. Так что мы его еще увидим.
В 2010 году компания объявила о старте проекта Skyactiv, под которым объединяются разработки новых технологий в двигателе, коробке передач, кузове и ходовой части. Вместе с этим Mazda к сегодняшнему дню разработала свой собственный подход в дизайне, сочетающий традиционную японскую эстетику с передовыми концепциями и трендами.
Сегодняшние автомобили Mazda выглядят совсем иначе, чем модели 60-х и 70-х годов, тем не менее в их дизайне есть определенные элементы, которые остались неизменными. Простые энергичные линии, которые, кажется, находятся в постоянном движении, характеризуют автомобили этого бренда с самого начала. Будь то порывистые линии спортивного Cosmo Sport 110 S или плавные, как волна, линии концепта Nagare 2006, они берут начало в самой природе, пытаясь перенять часть ее жизненной силы. Глубокая связь человека с окружающим миром является центральным элементом японской эстетики. Для понимания дизайна Mazda важно знать еще и то, что в Японии ясного разграничения между предметом искусства и коммерческой продукцией не существует. Наиболее ярко дизайн компании был представлен миру в концептуальном автомобиле Mazda Shinari 2010 года. Дизайнер Икуо Маэда с помощью взаимодействия света и тени показал миру выразительность экстерьера Kodo, который на русском языке можно описать как «душа движения».
В ходе работы над прообразом Mazda Shinari мастера решительно срезали все, без чего кузов машины мог обойтись. Тремя опорами для дизайнеров были «йохаку» – красота пустого пространства, «сори» – равновесие и баланс и «уцурой» – игра света и тени. Сочетание минимализма формы с богатством выразительных приемов стало ключевым инструментом дизайна Kodo. Благодаря ему Mazda RX-Vision и Vision Coupe удостоились титула «Самый красивый концептуальный автомобиль года» в 2015 и 2017 годах соответственно.
Подобные успехи подчеркивают стремление Mazda создавать автомобили как предметы искусства. Для европейской аудитории это утверждение может показаться несколько самонадеянным. Когда говорят о добросовестно изготовленном объекте повседневного использования, имеют в виду потребительские качества продукта с четко обозначенными функциями. Искусство же может пренебречь полезностью в угоду царствующей чистой, незапятнанной красоте. Верно? Нет, если вы спросите японцев.
В их головах прочно засел вопрос: «Почему, в конце концов, мы должны меньше восхищаться совершенством вещей, с которыми взаимодействуем изо дня в день, чем экспонатами музея?» С такой философией не удивительно, что японский дизайн отмечается по всему миру.
Для поклонников Mazda дизайн их автомобилей – это именно то, что они чувствуют, думая о своих машинах. В основе лежит радость от единства машины и водителя. Есть много факторов, которые влияют на достижение этой совершенной гармонии: от поведения двигателя к устойчивому сцеплению автомобиля с дорогой до сиденья, которое идеально поддерживает тело человека.
Когда директора по дизайну Икуо Маэда спросили, как дальше будет развиваться дизайн бренда, он ответил, что возглавляемая им команда берет на себя задачу отобразить японскую эстетику в физических конструкциях, преодолевая разрыв между универсальными функциями и передовыми трендами, продолжая создание неповторимого фирменного стиля.
Ясухиро Аояма, президент и главный исполнительный директор Mazda Motor Europe: «Позвольте мне выразить искреннюю благодарность всем нашим сотрудникам, фанатам, партнерам-дилерам, инвесторам и всем остальным членам сообщества Mazda, которые поддерживали нас до этого момента. Я надеюсь, что когда мы вместе оглянемся на первые сто лет, мы увидим их как начало еще более светлого будущего для Mazda – будущего, которое мы продолжаем создавать вместе».
Президент и главный исполнительный директор Mazda Motor Europe Ясухиро Аояма заверил, что в ближайшие годы компания будет стремиться к тому, чтобы стать премиальным брендом с изысканным дизайном и превосходным машиностроением.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал из архива MAZDA