Гоночный Skoda 1100 OHC по праву считается значимой вехой в 120-летней автоспортивной истории производителя из Млада-Болеслава (Чехия). Выпущенный в 1957 году, этот автомобиль изначально предназначался для заездов на длинные дистанции, а сегодня один из двух сохранившихся экземпляров является частью коллекции музея бренда.
Разработка двухместного спортивного автомобиля началась весной 1956 года с одной четко заданной целью – он должен был продолжить то, на чем остановился первый и единственный заводской автомобиль Skoda на престижной 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1950 году. Внутри компании модель получила обозначение 968. Сначала построили два автомобиля с открытым кузовом, а в 1959 году – два более просторных купе с закрытыми кузовами из листового алюминия. Оба купе не сохранились, они сильно пострадали в авариях. Однако специалисты реставрационной мастерской музея в настоящее время работают над восстановлением купе Skoda 1100 OHC с использованием уцелевших компонентов – рамы, шасси и двигателя. Модель из музея регулярно принимает участие в мероприятиях, посвященных классическим автомобилям, в стране и за рубежом. Второй подобный автомобиль используется в рекламных целях, в основном в Великобритании.
В 1957 году инженеры разработали легкую несущую конструкцию из сваренных между собой тонкостенных стальных трубок, а дизайнер Ярослав Киндл выстроил удачную аэродинамику обтекаемого кузова. Благодаря использованию стеклопластика (GRP) гоночный автомобиль длиной 3,88 м, шириной 1,43 м и высотой 96,4 см весил всего 583 килограмма. Первый вариант модели был оборудован откидными фарами, но затем пришло более практичное для гонок решение – фары, закрытые стеклом аэродинамической формы.
Чтобы добиться наилучшей управляемости, нагрузка была оптимально распределена по обеим осям. Сцепление, пятиступенчатая коробка передач и раздаточная коробка устанавливались сзади, где они образовывали единый узел. Мощность рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 1089 куб. см с двойным зажиганием и двумя распределительными валами, расположенными в головке блока цилиндров, составляла 92 л. с., это позволяло автомобилю развивать максимальную скорость в 200 километров в час. Первоначально двигатель работал на высокооктановом авиационном топливе, которое подавалось в два сдвоенных карбюратора чехословацкого бренда Jikov.
Подвеска 15-дюймовых спицованных колес Borrani была независимой торсионной, состоявшей из трапециевидной оси с поперечным рычагом спереди и из подвижной оси с продольными рычагами сзади. Расстояние между задними колесами составляло 2,2 метра. Прямое и точное управление машиной контролировалось трехспицевым рулевым колесом, которое можно было снять, чтобы облегчить посадку в машину и выход из нее.
Победой ознаменовалось премьерное выступление машины в 1958 году на трассе в Млада-Болеславе. К сожалению, политическая обстановка конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века не позволила Skoda 1100 OHC участвовать в «24 часах Ле-Мана», но успехи модели в домашних чемпионатах и на гонках в странах коммунистического лагеря были очевидны и бесспорны.
Фотоматериал Skoda