В современном автомобилестроении роль дизайнера в судьбе каждого нового продукта является определяющей. Если принципиальные технические решения в основном стабильны уже два десятка лет, то внешний вид автомобилей от поколения к поколению претерпевает изменения, хорошо заметные глазу (за исключением стержневых моделей Volkswagen AG, конечно). Поэтому «грамотно» нарисовать автомобиль – это серьезная задача, требующая профессиональной подготовки. Первым промышленным дизайнером многие считают Раймонда Лоуи, и о нем пойдет речь сегодня.
Хотя Лоуи и сделал себе имя в США, его вполне уместно назвать гражданином мира. Его отец был родом из Австрии, мать – француженка. Раймонд родился в 1893 году в Париже, полвека проработал в Америке, а ближе к концу карьеры перевел основную деятельность своего бюро в Швейцарию. Лоуи прошел Первую мировую, дослужившись до капитана, а после войны, когда в Европе найти работу было непросто, отправился в Нью-Йорк, имея в кармане всего 40 «баксов».
На новом месте Лоуи начинал как оформитель витрин, выполняя заказы крупных универмагов, а еще иллюстрировал модные журналы. Хорошее инженерное образование выделяло его среди прочих «коммерческих» художников, и в 1929-м он получил первый промышленный заказ от компании Gestetner, пожелавшей придать своим копировальным аппаратам более привлекательный вид. Успех обновленной оргтехники превзошел все ожидания, и Лоуи получил необходимую творческому работнику известность, а вскоре открыл свою собственную студию.
Раймонд Лоуи с самого начала не собирался ограничиваться какими-то конкретными отраслями промышленности. Он принимался за любую работу, что называется «с нуля», не отягощая себя достижениями предшествующих проектов. Он отвергал единый стиль продуктов своего бюро, придавая при этом большое значение корпоративному стилю каждого конкретного заказчика. Холодильники, посуда, фирменные логотипы – Лоуи брался за все. Но приобретенная в юношестве тяга к транспортной технике тоже дала себя знать.
В 1930-м Лоуи подписывает первый контракт с автомобильной компанией Hupp, а через два года меняет не слишком обязывающий статус консультанта на роль проектировщика моделей нового поколения. В те годы, когда автомобильная Америка впервые, пока еще осторожно, увлеклась обтекаемыми формами, «Хапмобили» 1934 года очень точно попали на грань между «свежо» и «слишком смело». Рисунок показывает, как многого можно добиться только за счет правки небольших деталей. Из крупных элементов стоит обратить внимание на интегрированные в боковины кузова овальные головные фары. Выходит, что эксперименты с автомобильной оптикой в США 30-х начались именно с «подачи» Лоуи. Правда, спасти тонущий Hupp не смог даже выдающийся дизайн, и в общении Раймонда Лоуи с автоиндустрией наступил небольшой перерыв.
Hupmobile 427-T Eight 1934 г.в.
В это время мастер вступил в деловые отношения с Пенсильванской железнодорожной компанией и за несколько лет разработал для нее ряд локомотивов обтекаемой формы. Работа так увлекла Лоуи, что он даже написал и издал книгу об эстетике локомотивов.
Локомотив PRR S1
С 36-го Лоуи снова работает в автоиндустрии – с компанией Studebaker. Но первые три года опять как консультант. В сотрудничестве с еще одной будущей звездой американского автодизайна, Вирджилом Экснером, Лоуи создает «Студебекеры» первого послевоенного поколения – одни из первых машин с понтонными кузовами. Среди прочих выделялось купе, позже получившее собственное имя Starlight. У этого кузова заднее окно было выполнено из трех частей и обеспечивало 180-градусный обзор. Решение, вероятно, позаимствовали из авиации, но первое приближение к нему было сделано еще в 34-м с лобовым стеклом «Хапмобилей».
Studebaker Commander Regal Deluxe 1948 г.в.
Сотрудничество Лоуи со «Студебекером» было долгим и плодотворным. В 1950 году носы «Студебекеров» украсила декоративная «пуля». Схожий элемент будет в 50-е периодически появляться на радиаторных решетках и бамперах американских автомобилей.
Для 53-го года студия Лоуи подготовила радикально новый дизайн: куда более лаконичный и почти свободный от барочных украшательств. Спустя почти двадцать лет результаты опроса стилистов «большой тройки» автопроизводителей США назовут купе Starliner лучшим в истории. Но в 53-м рядовые американцы, в большинстве своем, машину проигнорировали. Вскоре после этого сотрудничество Лоуи и Studebaker прервалось.
Studebaker Commander Starliner 1953 г.в.
Параллельно со «Студебекером» студия Лоуи выполнила несколько больших заказов и для других автомобильных компаний. Для британской группы Rootes она спроектировала седан среднего класса Humber Hawk (1948) и компакт Hillman Minx (1956). Последний выглядел как уменьшенный «Студебекер». И неслучайно: группа начинала испытывать трудности и подумывала, кому бы из заокеанских гигантов продаться.
Другая серьезная работа – проекты междугородних автобусов для компании Greyhound. Да-да, те самые серебрянобокие лайнеры, которые мы можем видеть в классических голливудских лентах, созданы под руководством Раймонда Лоуи.
Greyhound Scenicruiser 1954 г.в.
В 1955 году Лоуи модернизирует дизайн бутылки «Кока-кола». Новый изогнутый силуэт становится не только более привлекательным, но также и более удобным для хвата. Неожиданно и эта работа оказала влияние на развитие автомобилестроения. Популярный по обе стороны Атлантики стиль рубежа 60-х и 70-х с волнообразным изгибом в районе задней стойки крыши своим возникновением обязан именно бутылке «от Лоуи».
Шесть лет спустя гибнущий Studebaker вновь обращается к Лоуи. Была нужна машина, способная привлечь молодежную аудиторию – фактор, на который капитаны индустрии обращали все больше внимания. Купе Avanti, появившееся в результате, оказалось чересчур радикальным. Работая над ним, Лоуи старался уменьшить вес, насколько это вообще возможно. Он даже отказался от радиаторной решетки, заявив, что решетки хороши лишь в канализации. Утверждение небесспорное, поскольку даже четверть века спустя, после всех достижений аэродинамики, «анфас» без радиаторной решетки недолго оставался в моде. А тогда, в начале 60-х, Avanti единогласно сочли шедевром. Однако к дилерам обратились единицы. Поэтому вскоре Studebaker, как бы потактичнее выразиться, вышел из бизнеса.
Studebaker Avanti 1963 г.в.
Лоуи промахнулся со вкусами американских автомобилистов, но с прочими товарами по-прежнему умел успех. В 60-е и 70-е он уделял много внимания аэрокосмической тематике, спроектировав интерьер станции Skylab и сверхзвукового пассажирского самолета Concorde. В эти же годы он создал ряд фирменных логотипов, которые используются и по сей день. В их числе Shell, Exxon, Spar и U.S. Mail.
Возвращение к автомобилям состоялось в начале 70-х, когда Лоуи принял участие в проекте Fairchild, собравшем все актуальные на тот момент средства автомобильной безопасности. Есть сведения, что примерно в те же годы Лоуи получил заказ из СССР на десять проектов в разных отраслях промышленности, включая новый «Москвич». На сохранившихся рисунках мы видим угловатый автомобиль без излишеств, немного напоминающий Avanti. О его рыночных перспективах судить трудно, поскольку из всех проектов «советской серии» до производства добрался лишь холодильник, да и тот в сильно искаженном виде.
В 1977-м Раймонд Лоуи окончательно отошел от дел и закрыл свое бюро. В истории он остался «человеком, который нарисовал все», основоположником промышленного дизайна, автором ряда книг и метких изречений.
«Действительно удачный дизайн может обогатить клиента и разорить дизайнера – следующего заказа придется ждать сорок лет», – похоже, именно эта фраза больше всего понравилась руководству Volkswagen AG.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей