Современный автомобиль – сложная конструкция, которая эволюционировала, с течением времени, приобретая некоторые дополнения, а что-то оставляя в прошлом. Одно из интересных устройств, которое появилось в машине давно и до сих пор используется, – спидометр.
В 1886 году прообраз этого устройства имел неширокую шкалу. Много ли нужно, чтобы обозначить максимальную скорость в 16 километров в час? Такой автомобиль не молния, конечно… Особенно если учесть, что паровозы уже за несколько десятилетий до этого преодолели скоростной рубеж в 100 километров в час. Автомобиль Карла Бенца лишь вдвое превзошел темп деловито шагающего пешехода, и скоростемера там не было, ведь об ограничении или о контроле скорости автомобиля даже речи тогда не вели.
Впервые спидометр появился на Oldsmobile в 1901 году, но до 1910-го его устанавливали лишь как опциональное оборудование. Популярность прибора росла с увеличением скоростей и с растущей популярностью самих автомобилей. Спидометры устанавливали на передовые наиболее скоростные модели, чтобы при первом взгляде на шкалу было понятно, что автомобиль быстрый, а значит – хороший.
К 1909 году в Германии уже возникли ограничения скорости. В населенных пунктах на автомобиле разрешалось ездить не быстрее 15 километров в час, ориентировались в ограничении на скорость бегущей рысью лошади. И вот тогда наличие спидометра в автомобиле стало обязательным, а водители транспортных средств должны были не только следить за дорожной обстановкой, но и соблюдать предписанный скоростной режим. Изначально скоростемер не располагался в поле зрения водителя, его поставили на привычное для нас место только в 1950-х годах.
Кстати говоря, в Германии прибор, измеряющий скорость, именовали тахометром, от слияния древнегреческих слов tachys («быстрый») и metron, что означает «размер». Многие десятилетия водители видели перед собой аналоговый циферблат со стрелкой, указывающей на числовое значение. Циферблат являлся доминирующим дизайном, но были и другие варианты – например, горизонтальный индикатор в салоне Mercedes-Benz W 180/W 128 модельного ряда Ponton (1954–1959) или вертикальный индикатор, в шутку называемый термометром, в модельных сериях W 111/W 112 седанов Tailfin (1959–1965). Наряду с циферблатом в автомобилях прошлого века можно было видеть спидометры с ленточной и барабанной шкалой. Различались спидометры и по устройству. Они были механические, хронометрические, индукционные, электромагнитные и вибрационные.
В 1990-х годах появились цифровые спидометры. Сейчас интерфейс этих приборов можно настраивать, меняя способ отображения данных. Но вот что интересно: независимо от технологии спидометры всегда показывают немного более высокую скорость, чем фактическая. Это предписано законом для компенсации неточностей в измерениях и для организации своеобразного лага безопасности для тех, кто считает, что чуточку превысить разрешенную скорость не грех.
Иногда мы возмущенно призываем: «На спидометр посмотри, гонщик!» А ведь большинство пилотов в автоспорте обходятся вовсе без этого прибора, ориентируясь на частоту вращения коленчатого вала двигателя. Они точно знают, насколько быстро едут на четвертой передаче, например, при 6800 оборотах в минуту.
Нарушителей скоростного режима сейчас на трассах и в городах фиксируют многочисленные камеры. Автопроизводители предложили владельцам автомобилей такое устройство, как круиз-контроль. Вы просто устанавливаете желаемую скорость и круиз-контроль будет поддерживать ее, предотвращая превышение установленного предела. Однако нужно не забывать, что отвечает за безопасность движения транспортного средства все-таки водитель. Поэтому, какими бы точными ни были приборы, решение, с какой скоростью ехать, принимает человек, управляющий автомобилем. Хочется верить, что, садясь за руль, большинство из нас полагается не на электронику, а на собственный здравый смысл.
Текст: Сергей Камнев, фотоматериал Daimler AG