Одна из крупнейших дистрибьюторских компаний Казахстана – Phaeton DC, обеспечивающая наш рынок автозапчастями, отметила свое десятилетие. К этой дате было приурочено открытие нового офиса компании и логистического центра в Алматы, который по площади и ассортименту можно смело назвать крупнейшим в южной столице.
Побывав на открытии нового комплекса, мы пообщались с руководством компании и увидели своими глазами, как сегодня развивается казахстанский автобизнес.
В нашей стране есть немало примеров тому, как усилиями небольшой группы людей создавались крупные компании. Причем стереотипы, в основе которых лежат представления о том, что действительно успешным бизнес могут сделать только большие деньги или какая-то особая ситуация на рынке, остались давно в прошлом. И наш сегодняшний рассказ явное тому подтверждение.
Руководитель компании Phaeton DC – Марат Шотбаев, молодой и инициативный бизнесмен, называющий своим главным капиталом работников компании – настоящих профессионалов, с кем начинал бизнес и с кем работает по сей день рука об руку.
Мы пообщались с Маратом, и как говорится, из первых уст узнали, чем сегодня живет компания и автобизнес Казахстана в целом.
– Компании «Фаэтон Ди Си» исполнилось 10 лет. По меркам нашей республики, это солидный возраст. С чего все начиналось? Откуда пришло такое название, и что оно означает?
– Название «Фаэтон» пришло из греческой мифологии. Просто понравилось. А аббревиатура «Ди» «Си» – первые буквы словосочетания дистрибьюторская компания: Distribution Company. Первоначально планировали называться просто «Фаэтон», но при подаче документов на регистрацию в Минюст выяснилось, что в Казахстане уже зарегистрирована компания с таким названием. Пришлось добавить аббревиатуру.
А что касается идеи появления самой компании, то до ее создания я уже имел немалый опыт работы в автомобильной сфере. Первоначально мы занимались исключительно брендом BOSCH: продавали диагностическое оборудование и запчасти, были представителями по Средней Азии и Казахстану. На тот момент отношение BOSCH к нашему рынку было неоднозначным, и мы вынуждены были работать через турецкий офис. В такой ситуации полноценно развиваться возможности не было. Перелом произошел в 2003 году, когда турецкий офис BOSCH упразднили и нам удалось убедить руководство BOSCH работать с Казахстаном напрямую. Сегодня «Фаэтон Ди Си» получает и запчасти, и диагностическое оборудование непосредственно из Германии. Там же проходят обучение наши специалисты. По сути, мы продолжаем выполнять функции полноценного представительства BOSCH.
Когда начинали, нас было четверо. Сегодня в компании работает 235 сотрудников, включая штат 17-ти филиалов по Казахстану.
– Как вы решаете вопросы поиска и найма квалифицированного персонала. Есть какие-то программы обучения внутри компании?
– Каких-то отлаженных схем обучения сотрудников нет. Мы поддерживаем инициативу и можем проспонсировать сотрудника, когда речь идет об изучении языков, повышении квалификации. Были примеры, когда человек приходил работать в нашу компанию простым водителем, а через несколько лет становился торговым представителем. Одним словом, мы способствуем профессиональному росту, но необходимо, чтобы человек сам хотел расти.
– А как Вы мотивируете персонал? Ведь мало иметь какую-то стратегию, важно, чтобы сотрудники компании понимали Вас и работали с желанием?
– Не я это придумал, но существует два типа мотивации: материальная и нематериальная. В первом случае это зарплаты, премии, ежегодные бонусы и т.д. Во втором – твое отношение к сотруднику. По достоинству оценить чей-то труд, поблагодарить, поучаствовать в жизни сотрудника – это бывает важнее любых материальных благ. И потом, мы все в своей основе одинаковые, живем одними и теми же мыслями, ценностями, имеем одни и те же приоритеты – работаем ради того, чтобы прийти в уютный дом и накормить семью… При этом мы все хотим работать и зарабатывать так, чтобы у нас были и время, и материальные возможности отдыхать от работы. Поэтому в нашей компании мы стараемся проповедовать общечеловеческие ценности, поддерживать взаимное уважение, и такая атмосфера благоприятно сказывается на качестве нашей работы.
– Помимо продукции BOSCH, ваша компания поставляет на рынок Казахстана запчасти других производителей. Причем среди них значатся действительно респектабельные бренды. Расскажите, как вырос этот ассортимент, как удалось стать дилерами такого количества компаний?
– Действительно, на сегодняшний день в дистрибьюторском портфеле компании десятки брендов. Это всевозможные автозапчасти, моторные масла и автокосметика. Расширение ассортимента произошло после того, как с 2005-2006 года мы стали регулярно получать запросы от наших клиентов на поставку запчастей. Люди видели наш сервис, качество нашей работы и желали видеть Phaeton DC в роли основного для себя поставщика. Было принято решение о расширении бизнеса.
С каждым зарубежным поставщиком приходилось вести переговоры и доказывать свою состоятельность. К 2012 году в нашем ассортименте насчитывалось уже порядка 15 брендов. Далее последовало вступление компании Phaeton DC в европейскую ассоциацию поставщиков автозапчастей ATR.
– Что это за организация? Расскажите подробнее.
– На сегодняшний день в мире есть четыре закупочных союза, и ATR является самым большим и успешным. При участии всего тридцати одной компании (самых крупных закупщиков автозапчастей) союз генерирует ежегодный оборот в 8,3 млрд евро. Нетрудно догадаться, как производители относятся к такому оптовому покупателю.
– Что на практике принесло вступление в ассоциацию?
– Если до вступления в ATR при расширении нашего брендового портфеля нам приходилось доказывать свою состоятельность зарубежным поставщикам, то после вступления большая их часть, узнав о том, что в Казахстане есть цивилизованный рынок сбыта, налаженная дистрибьюция и компания, готовая нести ответственность, относиться к нам стала совсем по-другому. Теперь уже к нам поступают предложения стать дистрибьюторами.
– Не так давно Ваша компания инициировала и провела Автомобильный Форум для представителей казахстанского автобизнеса. Какую цель Вы преследовали как организатор этого форума?
– Первое: донести до наших клиентов и партнеров информацию о состоянии мирового рынка автозапчастей. Мы хотели показать реальное положение дел в сфере казахстанского автобизнеса. Причем очень важным было то, чтобы информацию участники получали из первых рук – от владельцев и руководителей компаний, зарубежных партнеров, одним словом, из авторитетных источников. Ведь что такое форум по сути – это площадка для обмена мнениями. И в этом отношении проведенный нами форум выполнил свою задачу. Мы услышали разные точки зрения, не прикрытые официозом.
Второе: мы привлекли к диалогу автодилеров, и это очень важный момент для дистрибьюторских компаний запчастей. Ведь наш бизнес связан, и дилеры самостоятельно не могут покрыть потребность рынка в запчастях, поскольку не в каждом городе есть Hyundai или Mercedes-центры, и там, где их нет, мы должны обеспечивать потребителей необходимыми запчастями. Это будет способствовать росту продаж определенных марок, развитию рынка в целом. Такого диалога автодилеров и дистрибьюторов автозапчастей в Казахстане до проведения форума налажено не было.
– Как Вам кажется, Казахстан «созрел» для создания собственной ассоциации поставщиков автозапчастей наподобие ATR?
– Конечно, если будут четко сформулированы цели, то такая возможность и желание есть. У нас общие проблемы, общие интересы. Почему бы не решать их сообща?
– В последнее время в нашей стране активно обживаются автосборочные предприятия. При этом нередко можно слышать обещания заводов о скором увеличении локализации сборки и о частичном переходе с импорта на производимые в Казахстане запчасти. В этой связи есть ли у мировых производителей автозапчастей проекты по созданию производства автокомпонентов в Казахстане?
– Дело в том, что производители автозапчастей, как правило, четко разделяют поставки на конвейер и в розницу. Это разные подразделения, с разной стратегией и обязательствами. В числе наших партнеров есть только отделения дистрибьюции для послепродажного обслуживания автомобилей, и о планах производства автокомпонентов в нашей стране ничего сказать не могу. Исходя из практики, можно только отметить, что большинство сборочных предприятий Узбекистана, России и Казахстан используют уже готовые, технически сложные узлы и агрегаты. Чтобы наладить производство таких компонентов, нужны большие объемы. Скорее всего, если и возможно локальное производство запчастей, то это будут расходные материалы – фильтры, колодки, ремни и т.п.
– Помимо продажи автозапчастей, Phaeton DC уже несколько лет развивает автосервис по концепции «BOSCH АВТОСЕРВИС». Есть в этом направлении какие-то значимые достижения?
– Эта концепция предлагает автосервису европейские стандарты ведения бизнеса. Для этого надо пройти переоснащение и, главное, иметь обученный сертифицированный персонал. Ведь если обычная СТО предлагает услуги от бампера до бампера, то когда она меняет вывеску на «BOSCH АВТОСЕРВИС» и заявляет, что теперь работает по стандартам BOSCH (а они касаются всего процесса работы), априори там обязаны знать все о впрыске и тормозной системе. Концепция не рассчитана на массы и выставляет определенные требования перед автосервисом. Понятное дело, что под эту программу не попадают мелкие СТО гаражного типа, где вся работа держится на одном слесаре. Там, зачастую нет бизнеса, а есть самозанятость и полулегальная схема работы: ни кассового аппарата, ни склада, ни учета запчастей. Такой сервис желания развиваться не имеет. Но на сегодняшний день по всей республике уже работает порядка 10 центров «BOSCH АВТОСЕРВИС». И мы продолжаем развивать эту концепцию. Будущее за легальным развивающимся автосервисом.
– А что, по Вашему мнению, может изменить ситуацию на рынке автосервиса, вывести из тени мелкие СТО и способствовать их развитию?
– Таким решением может быть обязательная государственная сертификация СТО, как это делает весь цивилизованный мир, включая наших ближайших соседей – Россию. Чтобы пройти сертификацию, любая станция технического обслуживания должна быть оснащена определенным образом и должна иметь необходимый штат квалифицированных сотрудников. Это сложно, и, возможно, мелкие СТО гаражного типа не смогут ее пройти, но ведь вас, как потребителя услуг СТО, интересует безопасность. Вы же не идете лечиться к не сертифицированному врачу. Обслуживание таких систем, как рулевой механизм и тормозная система, требуют знаний, а главное, ответственности, которая сегодня на мелких СТО зачастую сводится к устной гарантии. А вот когда и мастер, и владелец сервиса будут готовы отвечать деньгами и бизнесом, тогда появится качество услуг.
– Не спровоцирует ли такое решение массовое закрытие мелких СТО, и не усилит и без того существующий дефицит качественного автосервиса?
– Слесари и механики никуда не денутся и без работы, конечно же, не останутся. Они придут работать на более крупные СТО. Сертификация – это зона ответственности владельцев автосервиса, которые будут с удовольствием принимать на работу квалифицированные кадры, будут вкладываться в развитие бизнеса и обучение персонала. Так через несколько лет мы получим качественный сервис. Понятное дело, что на первом этапе будут недовольные, но этот путь проходили все страны, и, если мы хотим жить в развитом обществе, получать качественные услуги, нам его тоже предстоит пройти.
– Мы благодарим Вас за интересную беседу и желаем Вашему бизнесу дальнейшего процветания!
– Спасибо. Вашему журналу я тоже желаю успехов!
Статья предоставлена журналом Pitstop