Исчерпывающие знания о подшипниках получили участники семинара, состоявшегося в ноябре в Алматы на базе учебного комплекса компании Phaeton DC – крупнейшего казахстанского дистрибьютора автозапчастей и материалов.
Семинар вел представитель немецкой компании KOYO – мирового лидера в производстве автомобильных подшипников. Компания является одним из акционеров Toyota Motor Corporation и поставщиком №1 баварского концерна BMW. Подавляющая часть производства – около 90% локализована в Японии, подразделения размещены в Малайзии, Таиланде, Китае, в США и Европе.
C 1921 года под маркой KOYO производятся высококачественные подшипники качения различных конструкций и видов. Сегодня компания является одним из ведущих мировых производителей шариковых и роликовых подшипников качения, манжетных уплотнений, автомобильных механизмов рулевого управления и другого сложного оборудования.
Продукция KOYO обеспечивается весомой научной поддержкой. Компания имеет собственные лаборатории и ведет исследования эксплуатационных и материаловедческих качеств выпускаемой продукции. Одним из значимых и показательных достижений на этом тернистом пути является тот факт, что подшипники KOYO работают в ветроэнергетических установках
Занятие, на котором присутствовали сотрудники автосервисных станций, а также продавцы автозапчастей, началось с классификации подшипников, их предназначения, стандартов и отражения этих данных в каталогах. Были подробно рассмотрены различные спецификации, которые обозначаются буквенно-номерными кодами.
Следующим тематическим блоком стало рассмотрение материалов, из которых изготавливаются различные компоненты подшипников – от стали до керамики. Керамические подшипники используются в гидрогенераторах и турбинах. Они, в частности, не допускают электропробоя, что особо ценится в создании точной техники. Поэтому они применяются в космической промышленности. Рассматривались допустимые нагрузки, в том числе и температурные. Тут же было рассказано о новом поколении подшипников JHS (Jtekt Hyper-Strong) появившемся на рынке в 2014 году. Этот инновационный продукт выдерживает рабочие температуры до 200 градусов Цельсия.
Особняком рассматривались корректные радиальные зазоры, особенности стальных и латунных сепараторов, кодировка смазывающих материалов – компания KOYO работает с 40 допусками смазок. Были изучены и причины разрушения подшипников. При этом докладчик отметил, что 90% подшипников, произведенных лидирующими фирмами, служат дольше гарантийного срока. А в половине случаев выхода подшипника из строя причиной является недостаточная, некачественная или несвоевременная смазка. Еще 5% от поломок дает неправильная установка. И только в 0,3% случаев причиной отказа в работе подшипника выступает заводской брак.
К ошибкам установки подшипника следует отнести неправильное затягивание, перекосы, установку с помощью молотка. Негативно сказывается на долговечности подшипника попадание в него грязи и воды, а также преувеличенные нагрузки.
Еще одним и, пожалуй, самым значимым фактором риска в обслуживании транспортных средств, является большое количество контрафактных запчастей на отечественном рынке. И тут выход может быть один – обращение к официальным дистрибьюторам, работа с сайтами фирм-производителей, с их фирменными каталогами. Это поможет избежать угрозы аварий и сократит время обслуживания техники.
В заключительной части семинара собравшиеся смогли задать ряд уточняющих вопросов, подробно рассмотреть схемы и диаграммы, углубиться в суть интересующих подробностей.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал автора и Koyo