С функциями, составом, характеристиками и особенностями моторных масел ознакомились сотрудники автосервисных предприятий Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России – участники вебинара, проведенного в июле техническим специалистом компании Bilstein Group Александром Сосновским.
Как известно, основными функциями моторных масел считаются: смазывание; предохранение от износа сопрягаемых поверхностей; уплотнение, создаваемое в цилиндропоршневой группе; защита от коррозии; отвод тепла от поршней и стенок цилиндров двигателя; удаление загрязнений, продуктов старения топлива и конденсата.
То, что мы видим в канистре с моторным маслом, на 70–90% состоит из базового масла и на 10–30% – из добавок, коих насчитывается около 6000. Большинство производителей используют не одно базовое масло, а смесь нескольких основ. Существует свыше 3000 базовых масел, Американским институтом нефти они подразделяются на пять основных групп. В первые три входят минеральные масла; в четвертую группу включены продукты, созданные на основе полиальфаолефидов; пятая группа – масла из сложных эфиров и полиалкиленгликолей. Различаются эти масла и по технологии производства. В первой группе собраны масла, производимые методом сольвентной депарафинизации, во второй – каталитической депарафинизацией, в третьей консолидированы масла, производимые методом гидрокрекинга, в четвертой группе находятся синтетические масла, создаваемые из газа, в пятой – чисто синтетические масла, получаемые из кислот, спиртов и сложных эфиров.
Масла первой группы не используются для транспортных средств; во второй группе можно видеть недорогие масла – моторные и трансмиссионные; в третьей присутствуют уже популярные современные моторные и трансмиссионные масла; в четвертой группе – современные трансмиссионные масла и масла для гидросистем; в пятой группе находятся масла специального назначения, например для систем кондиционирования, в меньшей – степени моторные и трансмиссионные.
Главное преимущество минеральных масел для производителя – его хорошая смешиваемость с присадками, а для пользователей – невысокая цена. В синтетическом масле привлекает высокая вязкость, не сильно меняющаяся под воздействием высоких температур; полусинтетические масла предоставляют производителям возможность легче «вживлять» присадки благодаря присутствию в базе минерального масла.
В среде автолюбителей до сих пор можно услышать споры о том, какое масло лучше – синтетика или полусинтетика, вязкое или текучее. Но эти разногласия имеют столько же смысла, сколько спор о том, какой предпочесть размер обуви. Разногласия устраняются легко и просто – обращением к руководству по обслуживанию автомобиля, в котором автопроизводитель четко предписывает масла для обслуживания конкретной машины.
Масла – минеральные, полусинтетические и синтетические – имеют разные физические показатели и спецификации, задаваемые добавками. Модификатор индекса вязкости улучшает вязкостно-температурные свойства; антиоксиданты замедляют процесс «старения», окисления; детергенты противодействуют образованию отложений на деталях, несущих термическую нагрузку; дисперсанты предотвращают конгломерацию, слипание твердых и жидких загрязнений; модификатор температуры застывания борется с густением масла на морозе. Кроме того, присадки содержат антивспенивающие агенты, модификаторы трения, регуляторы щелочного числа, а также красители и даже вкусовые добавки. Большинство этих добавок вступают в противоборство друг с другом. Например, дисперсанты могут воспринимать как загрязнение противоизносные компоненты. Поэтому задача разработчиков масел выглядит непросто: внедрить в масло пакет присадок, которые не только не будут вступать в конфликт, но и станут проявлять синергетический эффект.
Есть и особенности, продиктованные характеристиками машин. Например, в маслах для грузового транспорта – высокое содержание присадок, повышающих щелочное число. Связано это с более продолжительным интервалом замены масла, чем в легковых автомобилях.
Некоторые производители масел предлагают «волшебные» тюбики, которые якобы способны повысить мощность двигателя и чуть ли не починить поломки, если вы зальете содержимое в маслоналивную горловину. Чем опасны такие присадки? Тем, что они нарушают тот баланс, который существует в масле. После этого сказать, сколько и как будет работать получившаяся смесь, невозможно. Тут нелишним было бы вспомнить о конфликте, возникающем между компонентами присадок. В стихийно получившемся составе ситуацию описать не сможет никто, и к исходному продукту он уже не будет иметь никакого отношения. Поэтому ни один из автопроизводителей не рекомендует использовать подобные «улучшайзеры».
Двигатель внутреннего сгорания всегда работает в нескольких режимах смазывания. Когда он прогрет, должно наблюдаться полное смазывание, или, как его еще называют, гидродинамическое смазывание. Полное смазывание – идеальное состояние, когда поверхности трения не соприкасаются друг с другом и существует лишь внутреннее трение между слоями масла.
Но когда мы только запускаем двигатель, давление масла нарастает постепенно, и возникает частичное смазывание, так как в областях с неоднородным трением микроскопические шероховатости контактирующих деталей соприкасаются друг с другом и изнашиваются.
Один из основных параметров масла – его вязкость, мера текучести. Высокая вязкость соответствует густой консистенции, низкая – легкой текучести. Но на основании этого показателя нельзя делать выводы о качестве или эффективности масла. На семинарах слушатели нередко спрашивают: «А где же этот параметр указывается на канистре?» Но как таковое обозначение вязкости нигде на канистре найти невозможно. Там можно обнаружить класс вязкости, но это не то же самое, что вязкость.
Раньше масла, как шины, четко делились на сезонные – зимние и летние; сейчас они стали универсальными, поэтому на канистрах мы видим обозначения летнего и зимнего класса вязкости. В первом из двух значений (5W) указывается низкотемпературный показатель вязкости, второе цифровое значение (40) указывает на высокотемпературный показатель вязкости. Конкретные свойства масла по этим индексам необходимо уточнять по таблицам спецификаций. Большинство автопроизводителей в допусках и рекомендациях по моторным маслам указывают несколько классов вязкости, так как климатические условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль, могут сильно различаться по странам и регионам. Если масло будет неправильно подобрано по вязкости, то смазывание будет недостаточным, что особенно критично для высокопроизводительных моторов с турбонагнетателями.
В зависимости от законодательных нюансов и расхождений в классификации одно и то же масло может маркироваться в одной стране как синтетическое, а в другой – как минеральное. Поэтому некоторые производители не указывают на упаковке, какое масло находится внутри – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
Наиболее известные спецификации таковы: API (American Petroleum Institute), ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee), ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles), Ассоциация европейских производителей автомобилей.
Классы моторных масел по спецификации ACEA, например, подразделяются следующим образом:
A и B – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта High SAPS;
С – моторные масла для экологичных двигателей. Рекомендованы для использования в двигателях внутреннего сгорания, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, снижающими содержание сульфатной золы, фосфора и серы по технологии Low SAPS.
Но лишь спецификации ACEA недостаточно для многих ОЕМ. Сравнение спецификаций подразумевает рассмотрение таких показателей, как защита от образования сажи, совместимость с системами очистки выхлопных газов, экономия топлива, противостояние окислению, отложениям и образованию шлама, защита от износа.
Сейчас моторные масла становятся все более универсальным продуктом, поэтому производители нередко просто указывают на упаковке его назначение – для бензинового или дизельного двигателя – или же рекомендуют его для применения в обоих типах двигателей. Пример – универсальное моторное масло febi/SWAG SAE 5W-30 Longlife Plus, которое подходит почти для всех современных автомобилей. Оно предназначено как для бензиновых, так и для дизельных моторов, в том числе с турбокомпрессорами, сажевыми фильтрами и системой непосредственного впрыска.
Важным для автолюбителей и профессионалов продолжает оставаться вопрос об интервале замены масла. Споров вокруг него также немало, так как на ресурс масла воздействует несколько факторов: режим эксплуатации автомобиля, качество топлива, экстремальные температуры, состояние двигателя, его компонентов – воздушного и топливного фильтров, топливных форсунок, датчиков расхода воздуха и так далее. Ряд производителей предлагают масла с пролонгированным интервалом замены. Например, энергосберегающее моторное масло с увеличенным межсервисным интервалом febi/SWAG SAE 5W-30 HC C4.
Внимательное и бережное отношение к окружающей среде побуждает автопроизводителей комплектовать автомобили экологически дружелюбными двигателями. Для таких моторов также существуют специальные линейки продуктов. Одним из примеров может служить энергосберегающее моторное масло febi/SWAG SAE 5W-20 HC E-FO Ford EcoBoost для бензиновых двигателей с турбонаддувом и без него.
В резюме можно сделать следующий вывод: при замене масла прежде всего следует рекомендовать клиентам качественный продукт проверенного производителя. Во-вторых, следует полагаться на рекомендации автопроизводителя по спецификации масла. И, наконец, стоит учитывать условия эксплуатации самого транспортного средства. Учитывая все эти факторы, мастер сумеет наиболее точно подобрать масло для конкретной машины.
Текст: Андрей Сафонов