11 октября в Алматы прошел семинар SWAG «Технические жидкости», организованный Bilstein group для специалистов автосервисных предприятий южной столицы.
Вел семинар руководитель отдела технической поддержки по Восточной Европе Илья Дрозд. На занятии рассматривались структура и компоненты моторного масла, применяемость моторных и трансмиссионных масел, а также новинки в ассортименте жидкостей для обслуживания ГУР и гидросистем, антифризов.
Во вступительной части семинара ведущий вкратце рассказал об истории компании SWAG, главный офис которой с 2009 года находится в городе Вуппертале, в Западной Германии, недалеко от Дюссельдорфа. Двадцать одно представительство компании работает по всему миру, некоторые со своими складами, другие – через централизованные поставки. В Казахстан, например, все отгрузки осуществляются непосредственно из Германии.
По подсчетам специалистов, в день во всем мире добывается около 90 миллионов баррелей нефти. Наиболее легкие фракции идут на производство бензина, более тяжелые – на производство керосина, из еще более тяжелых фракций изготавливают дизельное топливо и мазут, а из совсем уж тяжелых получают грубые смазки, парафины, битум и гудрон.
Ассортимент смазывающих материалов SWAG отличается почти исчерпывающей широтой охвата, в нем присутствуют смазки для всех типов легковых и грузовых автомобилей.
Масла для двигателей автомобилей на 70–90% состоят из базового масла или их смеси и на 10–30% – из добавок. Существует около 3000 базовых масел для различного применения, а качество базового масла оказывает значительное влияние на характеристики готового продукта. Ввиду большого разнообразия базовых масел их разделили на пять основных групп по способу производства и степени обработки.
Первая группа масел производится методом сольвентной депарафинизации. Базовые масла этой группы не используются для транспортных средств.
Вторая группа – минеральные масла. Их получают при помощи каталитической депарафинизации, и продукты этой группы составляют значительную часть автомобильных масел.
Третья группа базовых масел получается с помощью гидрокрекинга. Эти масла также служат основой моторных и трансмиссионных масел.
Четвертую группу составляют так называемые полиальфаолефины, на базе которых изготавливаются трансмиссионные масла, масла для гидросистем и двигателей.
Пятая группа базовых масел – это сложные эфиры, которые применяются при изготовлении биоразлагаемых моторных и трансмиссионных масел, а также для масел системы кондиционирования.
Добавками к базовым маслам служат модификаторы индекса вязкости и температуры застывания, антиоксиданты, диспергенты и детергенты, антивспенивающие агенты, фрикционный модификатор, регулятор щелочности и присадки, задающие конкретные рабочие параметры масла. Также производители добавляют в масло красители, а иногда ароматические или даже вкусовые добавки.
Любое автомобильное масло – это очень сложный, предельно точно разработанный для конкретного двигателя продукт, содержащий сбалансированный набор присадок, обусловленный устройством и режимом работы мотора, а также условиями его эксплуатации. Ввиду того что заданный химический баланс масел легко нарушить, производители категорически не советуют автолюбителям и профессионалам применять дополнительные присадки, каких бы чудесных эффектов они ни сулили.
Вязкость, или степень текучести масла, тоже точно задается производителем, чтобы на трущихся деталях всегда оставался тонкий рабочий слой масла, предусмотренный регламентом работы механизма.
Правильно подобранное масло должно обеспечивать полное смазывание, когда поверхности трения не соприкасаются друг с другом, а взаимодействуют только через тончайшую масляную пленку. При неправильно подобранном масле возникает частичное смазывание с неоднородным, фрагментарным трением, приводящим к износу.
На ресурс самого моторного масла влияют экстремальные температуры, особые режимы и условия эксплуатации автомобиля – езда на короткие расстояния, движение в пробках или в горной местности, передвижение с прицепом; качество топлива; состояние двигателя и его компонентов – фильтров, топливных форсунок, датчиков и так далее. В ответ на эти вызовы инженеры-химики при разработке моторных масел преследуют цель уменьшить сульфатную зольность и потери от испарения масла, а также увеличить устойчивость продуктов к температурным нагрузкам.
ATF (Automatic Transmission Fluid) – трансмиссионное масло для автоматических коробок передач. Оно разрабатывается для узкой области применения и, как правило, не переносит смешивания с другими маслами, поэтому производители окрашивают масла в различные цвета. Но для подбора необходимого продукта недостаточно знать его цвет, нужно полагаться на единственный надежный источник – ОЕ-номер продукта или же его спецификацию.
В ассортименте трансмиссионных масел SWAG присутствует только три наименования масла для автомобилей с механической коробкой передач. Эти три продукта закрывают потребности практически всех марок и моделей автомобилей. Хотя выше мы сказали об узкой специализации ATF, мастерам необходимо иметь в виду, что с помощью ATF работают некоторые механические коробки передач.
На семинаре были представлены новинки – высокоэффективное масло для муфты Haldex, трансмиссионное масло для автоматической 9-ступенчатой коробки передач автомобилей Mercedes-Benz, трансмиссионное масло DCTF-2 для 7-ступенчатой коробки передач DSG Audi A4 и A6.
Часть занятия была посвящена антифризу. Эта техническая жидкость, как известно, защищает механизмы от замерзания, перегрева и коррозии, уменьшает кавитацию, предотвращает вспенивание; смазывает детали термостата, водяной помпы и вентилей. Основные вещества в антифризе – ингибиторы. Это вещества, замедляющие или предотвращающие течение химических реакций.
Различают три основных вида антифризов: HOAT – (Hybrid Organic Additive Technology) гибридные силикатосодержащие антифризы – G11; OAT (Organic Additive Technology) – карбоксилатные антифризы – G12 и G12+; SOAT (Silicate Organic Additive Technology) – лобридные антифризы – G12++ и G13.
Первая разновидность антифризов представляет собой продукты, содержащие кроме органических кислот неорганические ингибиторы, защищающие металлическую поверхность от коррозии. Эти антифризы охотнее других используют BMW и Mercedes.
Вторая группа объединяет продукты, изготовленные на основе органических кислот. Эти антифризы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, а лишь реагируют на очаги зарождения коррозии. Данную технологию предпочитают Ford, Opel, PSA и японские автопроизводители.
Третья группа антифризов сочетает органическую основу с небольшим количеством силикатов, проявляя в действии преимущества двух вышеописанных технологий. Лобридные антифризы популярны у VAG.
Рассматривая тему антифризов, невозможно было обойти стороной вопрос, до сих пор вызывающий горячие споры в среде автолюбителей: обязательно ли смешивать антифриз исключительно с дистиллированной водой? Как в очередной раз выяснилось – нет, для этих целей вполне годится и обычная вода из-под крана.
А когда необходимо менять охлаждающую жидкость? Здесь тоже откровений не прозвучало. В этом вопросе нужно ориентироваться лишь на рекомендации автопроизводителя. Помимо этого необходимо правильно подбирать тип антифриза, соблюдать пропорции смешивания, следить за чистотой системы охлаждения и соблюдать интервалы замены.
Ведущий еще раз обратил внимание собравшихся на то, что технические жидкости SWAG не являются универсальными продуктами, а соответствуют специальным требованиям автопроизводителей. Эти жидкости можно рассматривать как высококачественную замену оригинальных жидкостей, причем по более доступным ценам.
По завершении семинара слушатели получили полезный раздаточный материал и сертификаты о прохождении обучения.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал редакции