В стремлении автопроизводителей уменьшить вредные выбросы углекислого газа наблюдается тенденция наращивания мощности двигателей при параллельном сокращении рабочих объемов. Моторы становятся компактнее, легче, экономичнее без потери мощности и без снижения крутящего момента. Такая эффективность достигается, например, оптимизацией системы турбонаддува, которая позволяет наращивать давление в цилиндрах при сгорании топлива и, соответственно, увеличивать мощность двигателя.
Но, с другой стороны, наращивание мощности двигателя требует и его эффективного охлаждения, в чем активно задействована водяная помпа. В ней наряду с подшипником наиболее важной, уязвимой и миниатюрной деталью является торцевое уплотнение. Несмотря на то что его даже не видно снаружи, эта деталь и принцип ее работы заслуживают пристального рассмотрения.
Торцевое уплотнение находится на валу помпы и служит прокладкой между подшипником и охлаждающей жидкостью. Уплотнение состоит из нескольких элементов, одни из которых являются подвижными, а другие – неподвижными (рис. 1).
Герметизация обеспечивается за счет уплотнительных поверхностей кольца скольжения и подвижного кольца под давлением пружины. Эти кольца изготавливаются из высококачественных износоустойчивых материалов, таких, например, как кремний, углеграфит или керамика. Использование других материалов приводит к значительному уменьшению срока службы уплотнения. Это одна из причин, по которой водяные помпы разных производителей могут быть внешне похожи, но по качеству отличаться друг от друга.
Для обеспечения нормального функционирования торцевого уплотнения на протяжении всего срока службы между двумя кольцами необходимы постоянная смазка и охлаждение. Задача решается образованием смазывающей пленки в 1–2 мкм, которая всегда должна присутствовать для уменьшения трения и отвода возникающего при вращении тепла (рис. 2).
Минимальная утечка охлаждающей жидкости через уплотнение вполне допустима. Кстати говоря, жидкость может испаряться и внутри водяного насоса. Она может скапливаться в резервуаре позади уплотнения и вытекать через дренажное отверстие. Такая утечка небольшого количества жидкости, особенно сразу после установки помпы, предусмотрена производителем и не является поводом для рекламации.
Некоторые помпы снабжены маленьким резервуаром-испарителем, в нем просачивающаяся жидкость скапливается и находится до тех пор, пока полностью не испарится. Вместе с тем нужно иметь в виду, что постоянная утечка является признаком дефектного торцевого уплотнения и негерметичности водяной помпы (рис. 3).
Весь ассортимент продукции bilstein group можно найти на сайте www.partsfinder.bilsteingroup.com.
Бренд febi является частью bilstein group, в которую входят и другие популярные торговые марки. Подробная информация об этом представлена на сайте www.bilsteingroup.com.
Торцевое уплотнение является уязвимой деталью. Оно может быть повреждено в силу следующих причин:
- При неправильной транспортировке. Например, при падении или ударах по валу помпы.
- Из-за эксплуатации помпы с использованной и/или загрязненной охлаждающей жидкостью. В этом случае ржавчина, известковый налет и прочие загрязнения могут повредить поверхности колец торцевого уплотнения и тем самым нарушить герметичность водяного насоса.
- Работа торцевого уплотнения «на сухую» из-за недостатка антифриза. В случае неправильного соотношения антифриза и воды в охлаждающей жидкости могут быть утеряны смазывающие свойства. Трение кольца скольжения о подвижное кольцо без смазочной пленки приведет к выделению тепла, которое ускорит выход торцевого уплотнения из строя. Также к работе без смазки может привести падение давления в системе охлаждения, если клапан крышки расширительного бачка или радиатора вышел из строя.
- Использование дополнительного герметика (силикона) при монтаже может повредить поверхности кольца скольжения и подвижного кольца.