Наверное, излишне говорить о том, что тормозная система – базовая составляющая обеспечения безопасности движения. В ней, как известно, взаимодействуют несколько элементов, одним из которых является тормозной шланг.
Особое внимание к тормозным шлангам объясняется тем, что элемент этот довольно уязвим. В автомобиле он подвержен сразу нескольким разрушающим факторам: на тормозной шланг действуют внешние и внутренние механические нагрузки, а также дорожная грязь, включая химические реагенты и температурные колебания.
Механические нагрузки, воздействующие на тормозные шланги, связаны в первую очередь с давлением, которое передается на тормозные колодки от педали тормоза через главный и рабочие цилиндры тормозной системы. Давление, возникающее в классической тормозной системе при торможении различной интенсивности, может варьироваться от 100 до 300 бар. В электрогидравлических системах (SBC) давление меняется менее резко, да и перепады в них более щадящие – от 70 до 180 бар.
Помимо механической нагрузки изнутри, шланги подвергаются механическому воздействию снаружи, так как являются элементом подвески автомобиля. При движении по пересеченной местности в подвеске возникают удары, рывки и вибрации, которые не обходят стороной и тормозные шланги.
В холодное время года с дорожного покрытия на тормозные шланги неизбежно попадает все то, чем обрабатывают дорогу: химические реагенты, песок, соль.
Производители тормозных шлангов, конечно, неплохо знакомы с вышеперечисленными разрушающими факторами, поэтому они предусматривают меры защиты, гарантирующие долговечность и надежность своей продукции. Резиновые тормозные шланги изготавливаются из специальных смесей, устойчивых к многократному воздействию давления и агрессивных сред. Помимо этого для усиления конструкции в шлангах используют корты из синтетических нитей. Штуцеры, обеспечивающие крепление шлангов, производят из сплавов, практически не подверженных коррозии. Благодаря этим мерам резиновый тормозной шланг может служить в среднем 5–6 лет. Но это в том случае, если автомобиль используется в нормальных условиях эксплуатации.
Если же машина часто преодолевает внедорожье либо участвует в спортивных соревнованиях, то ее оснащают армированными тормозными шлангами. В них конструкционно предусмотрена работа с большим давлением и увеличенными механическими нагрузками. Как правило, такие тормозные шланги имеют внешнюю защиту из металлической оплетки.
Мастеру станции технического обслуживания необходимо иметь в виду, что при любом обслуживании тормозной системы следует внимательно осмотреть и тормозные шланги. На них не должно быть заломов, трещин, подтеков тормозной жидкости. Если такие повреждения есть, шланги необходимо менять.
Подбор при замене необходимо производить строго по спецификации марки и модели автомобиля, так не возникнет сомнений, что вы «угадали» с резьбой, с глубиной посадки штуцера и углом постановки шланга, с его длиной и допусками по давлению. То есть вы будете уверены, что не подвергли клиента опасности вдруг оказаться без тормозов.
Нередко мастерские сталкиваются с просьбой клиентов установить «спортивные» тормозные шланги. Это допустимо, тем более что многие производители сейчас предлагают такую альтернативу – тормозные шланги с усиленными характеристиками. Однако здесь тоже необходимо обращать внимание на соответствие компонентов конкретной марке и модели автомобиля. Не стоит «проверять качество» новых тормозных шлангов, перегибая их руками, создавая рывки или удары. Производители качественной продукции регулярно проводят испытания своей продукции как в лабораторных условиях, так и на полигонах.
Нелишним будет напомнить и о том, что работа с тормозной системой автомобиля связана с особыми требованиями к чистоте, ведь во многих современных машинах торможение контролируется и поддерживается электронными системами – ABS и ESP.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей