В конце июня в Алматы на базе учебного центра компании Phaeton DC состоялся семинар по продукции итальянской компании TEXA, который провела для сотрудников автосервисных станций южной столицы Елена Катеринская, генеральный директор компании «TEXA Диагностика».
Первая часть встречи была посвящена краткой истории появления и развития компании, основанной Бруно Вьянелло и Мануэле Кавалли в 1992 году. Поначалу TEXA производила только приборы электронной диагностики для автомобилей, но на сегодняшний день сфера деятельности расширилась до производства анализаторов выхлопных газов, установок заправки систем кондиционирования воздуха в транспортных средствах и выпуска устройств для электронных измерений и теледиагностики. Причем сейчас TEXA выпускает приборы и оборудование не только для автомобилей, но и для мототранспорта, морской и сельскохозяйственной техники. Производство компании поддерживается работой собственных технологических центров, оно хорошо автоматизировано и сертифицировано по стандарту ISO/TS 16949, регламентирующему поставки оборудования на конвейеры автопроизводителей. Одно из основных предназначений компании заключается в обеспечении специалистов автосервиса оборудованием, позволяющим просто и удобно работать с любыми типами транспортных средств. Однако помимо производственной деятельности компания занимается и популяризацией программ, расширяющих профессиональные компетенции сотрудников автосервисных центров и станций техобслуживания. Более 20 тысяч сервисменов уже прошли подготовку на курсах TEXA.
Сейчас официальные представительства компании работают в Испании, Германии, Великобритании, во Франции, в США, России, Польше, Японии и Бразилии. TEXA является технологическим партнером таких брендов, как Porsche, Jaguar, Mercedes-Benz, Bentley, Volvo, Audi, Subaru, Renault, Toyota, Ducati и многие другие.
Далее ведущая семинара перешла к информации о новых хладагентах для автомобильных систем кондиционирования воздуха. Прежде всего она напомнила собравшимся о директиве Европейского союза 2006 года, согласно которой с 1 января 2017 года все системы кондиционирования должны оснащаться хладагентом со значением GWP (парниковая активность) менее 150. Это требование на сегодня удовлетворяется путем применения двух новых хладагентов – газов R1234yf (GWP равен 4) и R744 (GWP равен 1), вытеснивших широко применявшийся с конца 90-х годов газ R134а (GWP равен 1460).
Необходимо отметить, что R1234yf получил большее распространение в силу минимальных изменений конструкции системы кондиционирования при переходе от хладагента R134а. Это объясняется тем, что новый хладагент работает при том же давлении, что и старый. Но в отличие от системы, работающей с хладагентом R134а, конструкция системы, рассчитанной на работу с R1234yf, имеет теплообменник между частями высокого и низкого давления, модифицированный расширительный клапан и специальные разъемы для техобслуживания. Помимо этого в некоторых моделях автомобилей в салоне могут присутствовать датчик утечек и устройство, в случае аварии выпускающее холодный аргон на горячие части двигателя в целях предотвращения воспламенения R1234yf.
Применение же R744 связано с изменением таких компонентов системы, как компрессор, шланги, расширительные элементы и так далее, ведь рабочее давление в системе гораздо выше, чем с R134а, оно доходит до 170 бар. Хладагент R744 – это СО2, его просто и недорого производить, и он не воспламеняется. Давление в баллоне при температуре 20 градусов Цельсия составляет 57 бар. Таким образом производство системы для данного хладагента обходится автопроизводителю значительно дороже, но зато сам хладагент недорог. Однако для обслуживания системы кондиционирования с R744 требуется еще и установка нового типа.
Елена Катеринская довольно подробно представила новую установку TEXA, работающую с R744. Она называется Konfort 744, имеет встроенный принтер и предназначена для всех автомобилей, в которых используется данный хладагент. Установка работает в полностью автоматическом режиме, помимо основных операций осуществляя еще и автоматическую проверку утечек.
Линейка Konfort, подробно представленная ведущей в ходе семинара, довольно широка. Она содержит установки, работающие как с хладагентами, постепенно выходящими из обращения, так и с новыми.
Помимо знакомства с характеристиками и особенностями оборудования для диагностики и перезаправки систем кондиционирования собравшиеся узнали некоторые подробности об анализаторе хладагента, который в течение полуминуты может выдать результат при любом давлении и температуре. Сервисмены с интересом выслушали сообщение об идентификаторе хладагента, который позволяет избежать заправки системы поддельными или некачественными хладагентами. Это устройство не только предупреждает оператора о непригодном хладагенте, но и не допускает его подачу в систему.
В ходе семинара ведущая рассказала также о forming gas. Так называется невоспламеняемая смесь водорода (H2) и азота (N2), используемая в тестах на утечки. Особое внимание сервисменов Елена обратила на то, что при проверке системы кондиционирования forming gas нужно иметь в виду, что если содержание водорода в азоте превысит 5%, хотя бы до значения 5,7%, то это может привести к взрыву.
Во время занятий участники также познакомились с сопутствующим оборудованием и инструментами, такими, например, как промывочный комплект TEXA, содержащий баллон для откачивания из системы кондиционирования металлических частиц и загрязненного масла, быстросъемный фильтр, шланг диаметром 5 мм и чемодан с набором фитингов.
В заключительной части семинара сотрудники автосервисных станций смогли на практике подробно ознакомиться со всеми нюансами процесса обслуживания системы кондиционирования с помощью установки TEXA 705R. В одном из сервисных боксов компании Phaeton DC мастера увидели пример замены хладагента в автомобиле и получили квалифицированные советы.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал редакции и TEXA