Хорошо известно, что техническое обслуживание и уход за автомобилем повышают его эффективность, производительность и безопасность, а также увеличивают срок его службы. Поэтому производители автомобилей разрабатывают рекомендуемые графики технического обслуживания для каждой модели, которые могут варьироваться от рынка к рынку в зависимости от погодных условий и эксплуатационных режимов. Например, если автомобиль используется для буксировки или в качестве такси.
В рамках технического обслуживания проводится проверка безопасности рулевого управления, подвески и тормозной системы автомобиля, а также выполняется замена моторного масла и масляных, воздушных, топливных и салонных фильтров.
При этом замена некоторых эксплуатационных жидкостей может рассматриваться как необязательная процедура. Тормозные диски и колодки автомобиля требуют регулярных проверок, но при этом состоянию тормозной жидкости не уделяется должное внимание.
Тормозная жидкость гигроскопична, то есть активно поглощает влагу. И это может стать проблемой, так как более высокое содержание влаги приводит к снижению температуры кипения. Именно поэтому чем дольше эксплуатируется тормозная жидкость, тем менее эффективной она становится.
Необходимый для безопасности компонент
Тормозная жидкость представляет собой важнейший с точки зрения безопасности компонент тормозной системы автомобиля. febi DOT 4, DOT 4 LV (низкая вязкость), DOT 4 Plus, DOT 5.1 и DOT 5.1 EHV (электромобили и гибридные автомобили) – это полностью синтетические тормозные жидкости на основе гликоля с добавлением противоокислительных и антикоррозионных присадок. Они также препятствуют образованию пузырьков воздуха в жидкости и обладают превосходными показателями сухой и влажной точек кипения.
Часть тепла, генерируемого в процессе торможения, поглощается тормозной жидкостью, и она должна отвечать требованиям стандартов по следующим параметрам:
- Температура кипения новой (сухая) тормозной жидкости, °C.
- Температура кипения тормозной жидкости с критическими показателями содержания влаги, °C.
- pH тормозной жидкости.
Эти параметры рассмотрены в стандартах FMVSS № 116, SAE J1703, ISO 4925 и PN-EN ISO 2719:2016-08 и составляют некоторые из основных критериев для определения пригодности жидкости к использованию. Их значения приведены в таблице.
Почему тормозная жидкость должна быть гигроскопичной и почему ее нужно менять? Точка кипения тормозной жидкости – это температура, при которой в жидкости образуются пузырьки воздуха, создающие воздушную пробку в гидравлической системе. Из-за разной плотности воздуха и тормозной жидкости усилие от педали тормоза не будет корректно передаваться тормозному цилиндру. Как следствие, педаль тормоза может иметь провалы, эффективность торможения резко снижается, что может привести к ДТП. Тормозная жидкость должна быть гигроскопичной, для того чтобы влага равномерно распределялась по всему объему жидкости. В противном случае вода может скапливаться в определенной области, что приведет к снижению температуры кипения примерно до 100 °C. Если же влага, конденсируемая в трубопроводах гидравлической тормозной системы, равномерно растворится в тормозной жидкости, например в концентрации 3%, температура кипения будет выше 100 °C, что значительно снизит риск образования воздушной пробки.
Скорость поглощения воды тормозной жидкостью может возрасти под действием ряда факторов. К ним относятся длительное хранение тормозной жидкости в негерметичной таре, несоблюдение интервалов замены тормозной жидкости, повреждение элементов тормозной системы (например, растрескивание или расслоение наружных слоев тормозных шлангов) и уплотнений.
Гигроскопичность тормозной жидкости определяется содержанием в ней гликоля. Со временем содержание воды в тормозной жидкости растет, поэтому ее необходимо регулярно заменять. Как правило, автопроизводители рекомендуют выполнять замену тормозной жидкости через каждые 30–50 тыс. км либо раз в два года (в зависимости от условий эксплуатации).
В отсутствие регулярного технического обслуживания высокое содержание влаги в тормозной жидкости вызывает коррозию внутренних металлических компонентов тормозной системы и может привести к отказу тормозных суппортов, антиблокировочных систем и ускоренному износу внутреннего резинового слоя тормозных шлангов с последующим выходом из строя всей тормозной системы.
Обслуживание электрических и гибридных автомобилей
Электрические и гибридные автомобили (EHV) становятся все более популярными. Поэтому в ассортимент febi добавлена улучшенная тормозная жидкость специально для требований EHV. С технической точки зрения когда аккумулятор автомобиля заряжен, тормозная система не может использовать преимущества рекуперативного торможения. Следовательно, тормоза должны выполнять всю работу без какой-либо поддержки со стороны электродвигателя. Поэтому тормозная жидкость должна обладать более высокой температурой кипения в «сухом» и «влажном» состоянии, обычно +274 и +184 °C соответственно, а также повышенной смазывающей способностью и требуемой вязкостью.
В нормальных условиях тормоза используются меньше из-за доли работы, выполняемой рекуперативным торможением. Однако они всегда должны быть в рабочем состоянии и при необходимости принять на себя полную нагрузку. Для таких условий нужна усиленная защита от коррозии из-за высоких электрических токов вблизи компонентов тормозной системы. Электромобилям также требуется тормозная жидкость с более низкой электропроводимостью.
Эффективное торможение
Чтобы быть уверенным в безопасности и исправности тормозной системы, рекомендуем регулярно заменять тормозную жидкость.
Тормозные жидкости febi разрабатываются в соответствии с жесткими стандартами качества и требованиями производителей автомобилей и тормозных систем, поэтому они гарантируют эффективность и полную функциональность тормозных систем, в том числе с электронным управлением, где срабатывание происходит за доли секунды.
Весь ассортимент тормозных жидкостей можно найти в онлайн-каталоге partsfinder.bilsteingroup.com
Бренд febi является частью группы компаний bilstein group, объединяющей продуктовые бренды febi, SWAG и Blue Print. Дополнительная информация доступна на сайте www.bilsteingroup.com